Ксения Надолинская
Консультация для родителей «Агрессия детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:
• Увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;
• Кризисом семейного воспитания;
• Невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей.
Публикация «Консультация для родителей „Агрессия детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Свою долю вносит и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.
Что же такое агрессия и агрессивность.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку, не желающими подобного обращения.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
У детей выделяют две формы проявлении агрессии : недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.
Недеструктивная агрессивность – механизм удовлетворения желаний, достижения цели и адаптации. Она является средством проявления конкуренции и адаптации в окружающем мире, защиты ребенком своих прав и интересов.
Враждебная деструктивность – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.
О ребенке, у которого в течение шести и более месяцев одновременно устойчиво проявились хотя бы 4 из вышеперечисленных признаков, можно говорить, что он обладает агрессивностью, как качеством личности. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.
У детей дошкольного возраста наиболее выражена : вербальная и физическая формы агрессии.
Вербальная агрессия направлена на обвинение и угрозы сверстников, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы: «Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму».
Физическая агрессия направлена на причинение какого – либо физического ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть : разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого или девочка замазала красками рисунок своей подруги); уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмещения ил ребенок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы её владельца); непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (попросто драка).
Выделяют следующие факторы, которые способствуют формированию детской агрессивности :
1Семейные факторы:
• Безразличие или враждебность со стороны родителей – очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним;
• Разрушение эмоциональных связей в семье - когда родители сосуществуют в постоянных ссорах и невозможно предугадать, что можно ждать в любую минуту;
• Неуважение к личности ребенка
• Чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей
• Ограничение физической и эмоциональной активности -если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные так и отрицательные
2 Личные факторы
• Подсознательное ожидание опасности
• Неуверенность в собственной безопасности
• Эмоциональная нестабильность
• Недовольство собой
• Повышенная раздражительность из-за чувства вины
3 Ситуативные факторы
• Плохое самочувствие, переутомляемость
• Влияние продуктов питания
• Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха
4 Тип темперамента
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка- весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения, выражение понимания чувств ребенка
Снижение напряжения ситуации
При такой ситуации нельзя повышать голос, изменять тон на угрожающий, демонстрировать власть, так же не нужно делать угрожающие жесты- сжатые челюсти, разговор сквозь зубы, скрещивать руки
Сохранение положительной репутации ребенка
Ребенку очень трудно признавать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно публично минимизировать вину.
Обсуждение проступка
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешается и все успокоятся.
Акцентировать внимание на поступках (поведении,а не на личности
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения.
Контроль взрослых над собственными негативными эмоциями
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции