Наталья Родакер
Гиперактивность и агрессия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье рассмотрены гиперактивность детей, ее характерные признаки, проанализированы причины ее появления. Выявлена необходимость своевременной поддержки и помощи гиперактивному ребенку.
В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивности детей дошкольного возраста. Ввиду данной проблемы следует четко понимать, что просто активный, подвижный, «живой» ребенок не обязательно является гиперактивным.
Публикация «Гиперактивность и агрессия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
Большинство детей часто бывают упрямыми, непослушными, невнимательными, если на то имеются причины. Здесь то и кроется главное отличие просто активного, возбужденного ребенка от гиперактивного, если первый ведет себя неугодно окружающим по каким – то причинам, то гиперактивный ребенок будет вести себя одинаково при любых обстоятельствах, независимо от того где он находится- дома, на улице, в кресле стоматолога или детском саду. Гиперактивный ребенок не «не хочет» остановиться, а не может, потому что он другой. На таких детей не действую просьбы, беседы, уговоры, разговоры и так далее. Такие дети часто практически безостановочно бесцельно двигаются, бегают, прыгают, они не способны сосредоточить свое внимание на чем- то, даже на том что интересно большинству других детей. И так гиперактивность сопровождается импульсивность, часто невнимательностью (синдром дефицита внимания). Гиперактивный ребенок не может сосредотачивать свое внимание на чем – либо, он не вслушивается, складывается впечатление что он игнорирует речь и слова окружающих, часто не доводит начатое дело до конца, в силу того что ему сложно усвоить правила, инструкции. У таких детей не работает механизм самоконтроля, и обычные методы тут бесполезны. Ребенок испытывает большие проблемы с организацией своей деятельности, часто все забывает, отвлекается, не может сидеть на месте, елозит на стуле, суетлив, сидеть спокойно и тихо не способен, мешает другим детям не зависимо от ситуации.
На данный момент существует масса теорий относительно причин возникновения гиперактивности у ребенка. По некоторым данным основной причиной возникновения гиперактивности у детей являются различные патологии и осложнения во время беременности матери ребенка, в том числе органическое повреждение головного мозга, чаще всего возникающее из-за кислородного голодания (внутриутробная гипоксия). Поэтому очень важно чтобы беременность протекала нормально, без осложнений и патологий. Женщина должна соблюдать все требования и рекомендации врачей. Будущая мать должна много времени гулять, проводить время на свежем воздухе, так как у беременных возрастает потребность в кислороде на 25-30 %, засчет того что плод забирает его из крови матери. Важно полностью отказаться от курения и алкоголя, так как никотин, попадая в кровь матери, лишает плод кислорода и питания и негативно сказывается на нервных клетках, а алкоголь может нанести непоправимый вред клеткам головного мозга. Так же следует с большой осторожностью отнестись к приему лекарственных препаратов - принимать строго по предписанию врача. Будущая мама должна правильно питаться. Во время беременности очень опасны травмы живота, но важны не только физические травмы, но и психологические травмы, различные стрессы. Ребенок для матери должен быть желанным, неудачные попытки прерывания беременности, нежелание заводить ребенка, могут негативно повлиять на беременность и как следствие на развитие плода. Современные исследования показали что большое значение имеет совместимость по резус-фактору родителей и возраст родителей будущего ребенка. Так было выявлено что риск развития патологий возрастает если возраст женщины менее 19 лет и больше 30, а возраст отца превышает 39 лет. Так же на развитие заболевания влияют неправильная дозировка наркоза при кесаревом сечении, стимуляция родовой деятельности, преждевременные и затяжные роды, осложнения и травмы во время самих родов, такие как,неправильное положение плода и обвитие его пуповиной, которые влекут за собой не только асфиксию, но и внутримозговые кровоизлияния, смещение шейных позвонков и другие травмы. Все это очень способствует развитию гиперактивности у будущего ребенка, но на развитие беременности можно повлиять при грамотном подходе и желании родить здорового ребенка, тем самым снизить риск возникновения этого заболевания до минимума.
Гиперактивность у ребенка так может возникнуть в первые годы жизни по различным причинам. Мозг растущего человечка активно формируется на протяжение первых 12 лет его жизни, именно поэтому в этот период он более уязвим. Сильное влияние на него могут оказать физические травмы, поэтому важно сразу же обратиться к врачу, даже если на первый взгляд травма несерьезная. Отрицательное воздействие на мозг так же могут оказать некоторые заболевания и прием ряда сильнодействующих препаратов. Огромное значение в формировании мозга ребенка имеет окружение, в первую очередь его семья.
Существует еще одна теория, заслуживающая внимания- неправильное питание развивающегося детского организма может стать причиной гиперактивности. Это неудивительно, если учитывать что все продукты питания, употребляемые современным ребенком содержат консерванты, красители, ароматизаторы, искусственные красители, наполнители. Вся эта вещества способствуют химическому дисбалансу головного мозга. Многочисленные исследования показали что большинство гиперактивных детей страдают от дефицита витаминов и микроэлементов.
Окружающая среда тоже имеет значение в развитии мозга ребенка. Плохая экология так же способствует развитию гиперактивности. По многочисленным исследования в организме гиперактивных детей содержится большое количество свинца и алюминия. Отравление свинцом приводит к таким серьезным последствия, как нарушение работы нервной системы, разрушает память, тормозит восприятие, влияет на адекватность поведения и так далее. Конечно экологическая ситуация отдельно не может способствовать появлению гиперактивности, но если она уже имеется, способствует прогрессированию заболевания, лечить ее будет тяжелее.
Серьезные проблемы начинаются когда такой ребенок попадает в детский сад. Ребенок попадает в коллектив, живущий и подчиняющийся определенному распорядку дня и правилам. Ребенку тяжело адаптироваться к растущим психическим и физическим нагрузкам, ребенку трудно на чем-то сосредоточиться, он не в состоянии воспринять даже короткий рассказ, обучение проходит крайне тяжело, он мешает заниматься другим детям. Педагоги жалуются, что ребенок ничего не слушает, не хочет ничего делать, отвлекает других детей, в следствие чего сильно отстает от своих сверстников. И все это происходит на фоне его постоянной двигательной активности, ребенок ни на минуту не прекращает двигаться, суетиться. Из-за его неадекватного активного поведения у окружающих начинает формироваться негативное отношение к нему, ребенка часто ругают, наказывают, дети смеются над ним. Все это приводит к занижению своей самооценки, у ребенка начинают формироваться комплексы, что он не такой как другие дети, все его не любят и т. д. Часто ребенок становится вспыльчивым, неуравновешенным и даже агрессивным. Агрессивное поведение гиперактивного ребенка становится бедой для всего коллектива детского сада, он постоянно бьет других детей, кусает, толкает детей, кидается предметами, что становится очень серьезной проблемой, как со стороны побитых детей и воспитателей, так со стороны родителей гиперактивного ребенка - между ними назревает конфликт, разгараются нешуточные страсти, родители начинают жаловаться сначала руководству детского сада, затем в вышестоящие инстанции, писать заявления с просьбой отчислить «виновника». А между тем конфликта могло бы и не быть. Суть проблемы часто состоит в том что родители часто не видят «проблемы» или недооценивают ее масштабы и последствия. Родители могут считать что ребенок просто чрезмерно активен и подвижен, педагоги – что избалован, педагогически запущен.
В первую очередь родителям проблемного ребенка следует осознать как можно раньше, что их ребенок не такой как все и ему нужна помощь. Это будет первым шагом по предотвращению такого рода конфликта - помощь самому ребенку, как следствие и его окружению. Такому ребенку необходима помощь квалифицированных специалистов.
Для начала родителям нужно изменить обстановку дома, свое отношение к ребенку. В первую очередь стоит усвоить что такие дети не воспринимают наказания, выговоры, зато хорошо отзываются на похвалу, поощрения. От физический наказаний нужно полностью отказаться. Конечно нельзя разрешать ребенку делать все, что ему хочется, нужно объяснять почему «нельзя». Если объяснить не получается, нужно переключить его внимание на что- либо другое. Взрослый должен оставаться спокойным, без бурных проявлений эмоций, не повышать тон голоса. Важно эмоционально поддерживать ребенка во всех его положительных начинаниях. Атмосфера и организация жизни ребенка должна действовать на него успокаивающе, следует создать распорядок дня, можно давать несложные поручения, поощрять его за их выполнение. Нужно стараться избегать больших скоплений людей, так как все это способствует перевозбуждению неокрепшей нервной системы. При выполнении заданий, требующих от ребенка концентрации внимания, обязательно поощрять его. Так же полезна физическая, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, но при этом следует избегать переутомления, так как оно может привести к нарастанию гиперактивности и снижению самоконтроля.
Все вышеописанные способы и методы общения с гиперактивным ребенком должны иметь место и в детском саду. От педагогов потребуется огромное терпение, понимание проблемы, так чаще всего присутствие такого ребенка в группе обычного детского сада,заставляет уделять практически все время такому ребенку,все внимание направленно на него, как правило в ущерб другим детям. Проблема сада для таких детей очень актуальна, так как с одной стороны в специализированном детском учреждении, куда ходят детишки с более серьезными диагнозами, гиперактивный ребенок будет деградировать, а с другой стороны, в обычном учреждении тоже может возникнуть масса сложностей. Поэтому Родители и педагоги должны находиться в тесном взаимодействии, выстроить определенную схему воспитания, в которой все будут придерживаться ее правил. Система запретов и табу всегда должна сопровождаться какими - то альтернативными предложениями. Так же нужно наблюдать ребенка у соответствующих специалистов, выполняя все их рекомендации. Хорошие результаты так же дают различные коррекционные занятия и игры.
На пути решения проблемы гиперактивности ребенка самой важной составляющей является в первую очередь глубокое осознание и понимание существующей проблемы, желание помочь ребенку.
Список литературы:
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М. : Медпрактика-М, 2002;Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам - М. : Сфера, 2005;Чутко Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. - СПб. : Хока, 2007