татьяна Кузьмина
Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Кузьмина Татьяна
Поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребёнка, своеобразный экзамен его психики, здоровья.
В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определённой обстановке, способам обращения с ним. У ребёнка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лицами – дело привычное, часто привлекательное. Иное дело – ребёнок первых лет жизни. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача.
Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьми.
Поначалу в детском саду ребёнку всё кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и няня. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе. На эти перемены в жизни малыши отвечают, как говорил И. П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.
В поведении вновь принятых в группу детей можно наблюдать черты, свойственные детям более раннего возраста.
У детей, приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала. Случаются и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи и т. д. У одних детей нарушается сон, у других – отсутствует аппетит.
Таким образом, период адаптации – тяжёлое время для малыша, его родителей и персонала группы.
В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже такой короткий срок для ребёнка далеко не безобиден.
В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. Это и понятно, так как в группе может быть заболевший ребёнок, который становится источником инфекции для других малышей. В период адаптации возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Сложнее и длительнее протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, частыми ОРЗ.
И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.
Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям – причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что впервые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним.
Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы.
Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского нельзя. Ребёнок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.
Итак, общая задача педагогов и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность.
Желательно, чтобы вы познакомились с меню детского сада и приучили детей к блюдам, включённым в него. Учите, детей есть разнообразную пищу, тщательно жевать, после еды пользоваться салфеткой.
О предстоящем поступлении ребёнка в детский сад говорите с ним как о радостном событии. Внушайте малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут добрые воспитатели, весёлые дети, много игрушек. В присутствии малыша воздержитесь от высказывания своих опасений по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться с домом, чем его будут кормить, как одевать и т. д. Чтобы развеять свои сомнения и тревогу ребёнка, предварительно посетите группу. Лучше всего привести малыша, когда дети гуляют или играют в групповой комнате.
Впервые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа, увеличивая время пребывания до послеобеденного сна, до полдника, а затем – до вечера.
Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни, разлуку с вами. Ваше вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребёнка к общению с ними.
В адаптационный период разрушение любых привычек, в том числе и вредных (сосёт палец, не засыпает без соски или пения, любит быть на руках у взрослых и т. п.) нежелательно, так как осложнит приспособление к новым условиям. Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.
В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни