Светлана Анатурдыева
Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель раннего возраста : Анатурдыева Светлана Николаевна
Аннотация. Для успешной адаптации ребенка к ДОУ важно чтобы переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности был более плавным, мягким, бестравматичным. В статье представляется «Программа адаптации неорганизованных детей раннего возраста (2-3 года) к условиям детского сада», способствующая успешной поведенческой адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Публикация «Опыт работы „Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
Ключевые слова: адаптация; ранний возраст; игра; прогулка; дети.
Поступление в детский сад – непростой этап в жизни ребенка. С этого момента в его жизни все меняется. Изменяется режим дня, характер питания, характер общения, приемы воспитания, микроклимат помещения, полностью меняется его окружение. Он впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке.
Ребенок находится в постоянном контакте со сверстниками и новыми для него взрослыми. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих. Возникают психологические барьеры из-за расставания с родителями, нахождения в новом пространстве с незнакомыми людьми.
Первые три года жизни характеризуются стремительным темпом развития организма. В связи с этим у детей двух-трех лет отмечаются большая ранимость, лабильность состояния. Дети этого возраста легко заболевают, быстро утомляются, часто меняется их эмоциональное состояние. Они внушаемы, им быстро передается настроение окружающих, легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. В два-три года стереотип поведения ребенка довольно устойчив. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит его адаптация к новым, изменившимся условиям жизни. В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов, и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград.
Обрушившиеся на ребенка изменения приводят к возникновению стрессовых ситуаций. Частая заболеваемость, повышенная возбудимость нервной системы особенно характерны для стрессовых состояний, которые возникают в период адаптации при поступлении детей в ясли. Перестройка ранее сложившегося стереотипа поведения является очень трудной задачей и также нередко ведет к стрессу. Возникший стресс и защита проявляются агрессией, протестом, слезами, отказом от еды, сна, общения с окружающими, ограничениями себя в пространстве.
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении,- проблема адаптации детей.
Адаптация является активным процессом, имеющим как позитивные (возникновение положительных изменений в организме и психике) результаты, так и негативные, выражающиеся в возникновении стресса.
При этом выделяются два основных критерия в успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Очень важно, чтобы переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности был более плавным, мягким, бестравматичным, для более оптимального осуществления периода адаптации.
С целью облегчить протекание процесса адаптации в нашем дошкольном учреждении разработана «Программа адаптации неорганизованных детей раннего возраста (2-3 года) к условиям детского сада».
Уже в раннем возрасте (второй-третий годы жизни) немалое значение в период адаптации имеет уровень социализации, в частности наличие или отсутствие опыта общения ребенка со сверстниками и новыми взрослыми. Довольно часто бывает, что круг общения ребенка ограничен окружающими его близкими взрослыми. Не имея достаточного опыта общения такому ребенку сложно адаптироваться в новом окружении.
Одна из задач, которую решает разработанная программа - получение ребенком опыта общения со сверстниками и со старшими детьми, а так же с новыми взрослыми.
В течении летнего периода, с июня по август, на территории дошкольного учреждения организуются летние адаптационные прогулочные группы, которые посещают будущие воспитанники ясельных групп. Каждая группа набирается согласно списка детей на новый учебный год.
Во время прогулки, проводимой в соответствии с режимом детского сада, родители приводят малышей на прогулочную площадку ясельной группы. Дети знакомятся со своими воспитателями, с новой для них детской площадкой. Играют со сверстниками и старшими детьми. Взаимодействие с ребенком строиться в присутствии родителя.
На прогулке ясельной группы я провожу различные игры, привлекая детей адаптационной прогулочной группы. При проведении игровых моментов использую разнообразные потешки, поговорки, подвижные игры, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, игры с песком, рисование на песке. Проводимые игры доставляют ребенку радость, удовольствие, способствуют активному проявлению эмоциональной отзывчивости. Также проводятся наблюдения на природе.
Устанавливается контакт ребенка с педагогом. Дети учатся играть с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Учатся слушать взрослого, ориентироваться на участке. Им объясняют правила игры с песком, стараясь сформировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком.
Возникает «круг доверия» : ребенок убеждается в безопасности нового места для игр (детской площадки, знакомиться с новым взрослым в его окружении и привязывается к нему, внутренне принимает новый режим дня; малыши тянуться к более старшим детям во время игры, отвлекаются от матери, что стимулирует скорость социализации ребенка.
Дети, посещающие летнюю адаптационную прогулочную группу, также участвуют в общих развлекательных мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении в летний период.
Все это способствует формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, другим детям.
Для успешной адаптации ребенка к ДОУ необходимо чтобы переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности был более плавным. В процессе реализации программы было замечено что дети, регулярно посещавшие адаптационную прогулочную группу, быстрее и легче адаптируются к ДОУ. У них уже есть представление о некоторых режимных моментах, а именно о том, что такое прогулка, где и как она проходит, они умеют ориентироваться на участке; имеют опыт общения со своими воспитателями и испытывают меньший стресс при поступлении в детский сад, так как идут в группу к уже знакомому взрослому, а так же получают опыт общения со сверстниками (с теми детьми, с которыми они в дальнейшем посещают одну группу) и со старшими детьми. Разработанная программа способствует облегчению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.