Ирина Усанова
Консультация для педагогов «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
В условиях семьи ребенок с первых дней привыкает к определённому режиму, способу вскармливания к микроклимату семейных отношений и установленным способом общения с ним. Постепенно, в соответствии ритма жизни семьи, у ребенка вырабатывается определенная привычка и навыки, строить свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.
Публикация «Консультация для педагогов „Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Резкое и значительное изменение в жизни ребенка, переход в детское учреждение, приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребенка может изменится ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформировавшийся стереотип в режиме сна, кормления, приемах общения со взрослыми. Этот период требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, для ребенка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Характеристика поведения в адаптационный период зависит от возраста детей. До 5-6 месяцев они сравнительно легко переносят эту перемену, так как у них динамические стереотипы поведения находятся в стадии становления. Но они тяжело адаптируются в случае, если нарушается способ вскармливания их. Поэтому нужно подробно расспросить родителей, чем они докармливают ребенка дома.
Труднее привыкают дети с 10-1,6 месяцев. Они отказываются от контакта с незнакомыми взрослыми и детьми. Сон их становится прерывистым и беспокойным. Нарушается аппетит, ребёнок не просится на горшок, речь его затормаживается. Встречаются случаи, когда ребенок дома начинает ходить, а в детском саду переходит на ползанье.
На характер адаптации влияет уровень здоровья ребенка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
Характер адаптации зависит от предшествующего опыта малыша. Дети, которые живут в многодетных семьях, с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям.
Как видно из всего сказанного главное для ребенка это взрослый. От того, как взрослый подойдет к ребенку в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении. Следует учитывать его потребности в общении. Выделяется три группы детей по характеру различий в поведении.
Первая группа
это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у таких детей длится 20 дней до 2-3 лет.
Вторая группа
это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми взрослыми. Период адаптации таких детей длится с 7 -20дней.
Третья группа
это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течении 3-10лет.
Из всех причин трудного привыкания детей к новым условиям, самой серьезной причиной следует считать отсутствие единства требований воспитания в семье и детском саду. Поэтому работу в семье еще до наступления ребенка в детское учреждение.
За месяц до прихода детей в группу проводится собрание родителей будущих воспитанников, на котором разъясняются все моменты, характерные для периода адаптации. В первую очередь уточняются режимы, в семье рекомендуется перевести ребенка на соответствующий возрасту режим.
За несколько дней до приема малыша с родителями проводится беседа. Родителям рассказывают, что в первые дни не следует оставлять ребёнка на долго в детском саду.
Если взрослые переживают, что ребенок отказаться завтракать в детском саду, то его можно покормить дома.
Усилия родителей в первые дни пребывания ребенка в детском саду должны быть направлены на то, чтобы как можно быстрее помочь воспитателю установить контакт с ребенком. Для этого следует принимать в группу не более 2-3 человек одновременно, с интервалом 1-5 дней.
Не переводить детей из группы в группу или менять персонал. Все взрослые, работающие в группе, должны вырабатывать единую линию поведения с детьми и строго следовать ей. Воспитатели ежедневно отмечают как ел ребенок, как спал, как бодрствовал. Если ребенок вел себя беспокойно нужно укладывать его отдельно, постоять рядом, помочь быстрее уснуть. Во время кормления до кормить его, во время бодрствования подержать его на руках, ласково поговорить.
Только тогда, когда в группе и дома ребенок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время с аппетитом ест, спокойно бодрствует и общается с окружающими, можно считать, что он адаптировался к новым условиям.