Татьяна Ермошина
Консультация для педагогов «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации педагогам
Педагогам дошкольных учреждений следует проводить ряд мер, облегчающих адаптацию.
1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:
-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.
-как называют ребенка дома
-чем больше всего любит заниматься ребенок
-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.
Публикация «Консультация для педагогов „Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.
3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным.
4. Уточнить правила в общении с родителями:
-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;
- и т. д.
5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.
6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.
7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.
8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.
9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.
10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до 1 сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации, развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.
Педагогам дошкольных учреждений следует тесно взаимодействовать с семьей, родителями ребенка.
Во взаимодействии с родителями большую роль играет выявление потребностей семей воспитанников в воспитательно-образовательных и оздоровительных услугах.
Только на основании выявленных запросов родителей можно определить формы совместной деятельности и общения, отвечающие интересам каждой семьи. Это могут быть: вечера вопросов и ответов; семейные и межсемейные проекты различной направленности; родительские гостиные; тренинги по запросам родителей; совместные выставки; клубы по интересам; совместное творчество родителей, детей и педагогов.
Существует определё нная система работы по вовлечению родителей в деятельность ДОУ:
• выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей;
• педагогическое просвещение родителей;
• партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.
Педагогам нужно активно использовать беседы с родителями, посещения на дому, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, «Почтовый ящик».
Педагогическое просвещение родителей — самый важный этап. Здесь целесообразно использовать коллективные и индивидуальные формы работы с родителями: вечера вопросов и ответов, круглые столы, деловые игры, родительские собрания (общие и групповые, устные журналы, встречи с интересными людьми, родительские клубы по интересам, беседы, индивидуальные поручения, переписку, наглядную агитацию.
Необходимо помочь родителям сориентироваться в литературе для семейного чтения, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вы-звать на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.
Целесообразно использовать не только совместные мероприятия педагогов и родителей, но и совместные мероприятия педагогов, родителей и детей : дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, турпоходы, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т. д.
Не следует забывать и наглядные формы работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения фотовыставки, уголки для родителей.
Зарекомендовала себя и такая традиционная форма, как родительские собрания. Однако следует изменить не только их структуру, но и считаться с мнением родителей при определении тематики. В структуру родительского собрания целесообразно включать следующие компоненты:
- слово воспитателя ДОУ по теме собрания;
- представление семейного опыта;
- выступление специалиста (по запросу родителей на указанную тему);
- обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
- просмотр видеофильма;
- выступления или дискуссия родителей;
- открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
- выступления детей;
- подведение итогов.
В первое время пребывания малыша в яслях осложняется поведенческая реакция, нарушаются сон, питание, коммуникативность (ребенок плохо идет на контакт со взрослыми и ровесниками, что в конечном счете отрицательно сказывается на его состоянии здоровья.
Поэтому нельзя недооценивать важность проведения закаливающих процедур с детьми третьего года жизни. Здесь также не следует стремиться к проведению специальных закаливающих процедур. Важно помнить об их регулярности и игровой форме проведения. Так, например, при мытье рук читаются потешки «Водичка серебристая», «Ай лады-ладьи-лады.», «В ручейке вода струится.»; при прогулке на свежем воздухе используются игры «Я загораю», «Я на солнышке лежу».
Задача воспитателя — с самого раннего возраста учить малышей самим видеть необходимость выполнения тех или иных действий, в данном случае — гигиенических. Необходимо помнить, что нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны доставлять ему радость и удовольствие.
Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры. Особо эффективны занятия физкультурой на свежем воздухе.
Одной из нетрадиционных форм закаливания является пальчиковая гимнастика, которая благотворно влияет на координацию движений. Способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения данного вида закаливания не только развлечет малышей, но и будет способствовать формированию их представлений об окружающем мире.