Татьяна Иванчикова
Консультация для родителей «Чтобы четко говорить, нужно с пальцами дружить»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей “ Чтобы четко говорить, нужно с пальцами дружить”
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
В результате такой работы к четырём-пяти годам ребёнок должен овладеть четкими произношением всех звуков речи.
Публикация «Консультация для родителей „Чтобы четко говорить, нужно с пальцами дружить“» размещена в разделах
Внятность и частота произношения звуков зависят от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строение артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
При нарушениях двигательных функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит чёткость произнесения звуков.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частыми заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы произношения. Они долгое время не умеют различать звуки и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становление звуковой речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстро исправить дефектное звукопроизношение.
Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движений органов артикуляции преподносится детям в виде сказок, веселых полянок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным.
Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместо с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.
Каждое занятие полезно начинать с упражнений для пальцев рук, так как они – второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков.
Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки ”поздоровались ” с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние безымянные, мизинцы.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем из.)
Вот большой!
А это средний.
Безымянный и последний-
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем из соединять
И движения выполнять…
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
Мы рога козы покажем
(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем “рога” поднимаем к голове.)
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.
(Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)
Чтобы четко говорить
Надо с пальцами дружить!
(Каждый палец руки поочередно присоединяем к большому.)