Хлябич Ирина Степановна
Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
И. С. Хлябич
Воспитатель МДОУ «Детский сад №157»
Пальцы помогают говорить
Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, память и внимание, которая ведет улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Публикация «Консультация для родителей „Пальцы помогают говорить“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если его движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только в месте и не могут двигаться отдельно друг от друга, то эти дети с проблемами в развитии речи. Дети которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети.
В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи это период – возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладывается основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
С трех до шести лет совершенствуется техника основных пальчиковых игр, ребенок должен уметь показывать три пальчика друг от друга. С пальчиковыми потешками ребенок легко осваивает азы математики: учится счету, осознает понятия «выше» и «ниже», «сверху» и «снизу», «право» и «лево».
К шести годам ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Каждый пальчик в школе должен быть «самостоятельным» и ловким.
Игры с пальчиками подбираются с учетом возможностей детей и постепенно усложняются. Преимуществом пальчиковых игр являются то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка.
Игровая ситуация:
Цель игры:
• Развивать у ребенка речь; навыки мелкой моторики рук;
• Психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
Задачи:
• Научить детей управлять своими руками;
• Самостоятельно выполнять движения кисти руки, пальцев;
• С помощью четверостишия развивать у ребенка речь;
• Формировать интерес к пальчиковой гимнастики.
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с названием пальцев в прямой и обратной последовательности
- продолжать формировать у детей умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов: большой и указательный палец, покажите пальцем зайца, книжку, яблоко, орех
Материал и оборудование: образные игрушки (заяц, книжка, яблоко, орех)
Ход игры
Воспитатель и дети садятся в круг.
Воспитатель: Ребята у нас есть руки, а на руках что?
Дети: Пальчики.
Воспитатель: Сделаем разминку для пальчиков.
Разминка: «Дружно пальчики сгибаем»
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко в кулачек сгибаем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем разгибать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжим.)
Воспитатель: Ребята, какие мы с вами уже знаем пальчики, давайте повторим их. (Большой и указательный)
Покажите большой палец.
Повтор предыдущих упражнений: «Большой палец»
Палец очень удивлялся,
Как он главным оказался?
Мы- то знаем хорошо-
Потому что он большой!
(Дети сжимают правую и левую руку в кулачки, вытягивают большой палец вверх, сгибают его и разгибают.)
Покажите указательный палец.
«Указательный палец»
Покажите пальцем зайца,
Книжку, яблоко, орех.
Указательному пальцу
Все известно лучше всех.
(Дети сжимают правую и левую руку в кулачки, вытягивают вверх указательный палец, сгибают его и разгибают.)
Воспитатель: Ребята у нас большие пальчики поссорились, давайте их померим. Посмотрите как!
Новая пальчиковая гимнастика : «Два большие пальца спорят»
Два большие пальца спорят :
Кто главней из них двоих?
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.
(Дети сжимают руки в кулачки, сближают их и помещают перед грудью. Затем вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать. Произнося последнюю строку четверостишия, дети сцепляют большие пальцы друг с другом.)
Воспитатель: Ребята помирили мы пальчики? (да)
Итоги пальчиковой гимнастики : поставленные задачи в игре дети выполнили.
В заключении хочется отметить, что пальчиковая гимнастика, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим процессом. А веселые четверостишия помогают детям развивать речь, мышление, внимание, память, воображение.