Старокожева Елена
Инновационные подходы графо-моторной работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
(1 слайд) Сегодня хочу Вам представить презентацию на тему: Инновационные подходы
графо-моторной работы с детьми страдающими нарушениями речи.
(2 слайд) «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (Василий Александрович Сухомлинский).
Создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Публикация «Инновационные подходы графо-моторной работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки и др.
(3 слайд) Дети с нарушениями речи испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.
Что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок?
(4 слайд) Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
(5 слайд). Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля.
(6. слайд) При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма.
(7 слайд) Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графо - моторного навыка.
(8 слайд) У дошкольников с нарушениями речи формирование графо - моторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.
(9 слайд) Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
(10 слайд) Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти
(11 слайд) Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Тем самым воздействуя на связанные с корой головного мозга активные точки.
Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
(12 слайд) Используемые Методы развития графо моторных навыков.
(13 слайд) 1. Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание, самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т. д.);
Самомассаж рук
Массаж карандашами: с помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны). Такой массаж способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук, стимулирует речевое развитие. Особый интерес у детей вызывают массажные упражнения с проговариванием коротких стихов и рифмовок.
«Ладошка» : обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе (массаж межпальцевых зон).
Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.
«Добывание огня» : прокатывание карандаша между ладонями.
Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.
«Скольжение» : продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании с упором острым концом в стол.
По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу.
«Утюжок» : прокатывание карандаша по поверхности стола.
Карандаш прокачу вперед-назад, как захочу.
(14 слайд) Су-Джок-терапия: использование Су-Джок тренажеров (шариков и иппликаторов).
Сказка про ежика.
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был Ежик. (Показать шарик в открытой ладони). Ежик был маленький и всего боялся: он, то выглядывал из домика, то опять прятался. (Сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок). Однажды Ежик отправился гулять по дорожке.
(Катать шарик по ладони вперед-назад). Вдруг он увидел большую красивую поляну. (Круговые движения по ладони). А на поляне цветов видимо-невидимо! И маки. И васильки. И ромашки… (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого). Полюбовался Ежик цветами и отправился в обратный путь… (Прокатывание шарика по ладони). Вернулся Ежик в свой домик. (Зажать шарик в кулачок).
(15 слайд) Такие упражнения с тренажерами не только развивают пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и развивают чувство ритма, создают положительный эмоциональный фон.
(16 слайд) Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).
(17 слайд) Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
(18 слайд)Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
(19 слайд) Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
(20 слайд) Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.
(21 слайд) Пальчиковые игры и упражнения при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
(22 слайд) «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
«Слоненок» - средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги «идет» по столу.
«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
(23 слайд) При выполнении многих упражнений дети вначале испытывают затруднения. Но регулярное проведение и использование разнообразных приёмов становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Каждое упражнение для тренировки пальцев необходимо использовать в сочетании с речью детей.
«Компот»
Будем мы варить компот, левая ладонь «ковшиком»
Фруктов нужно много. Вот: правой «помешивают»
Будем яблоки крошить, загибают пальцы на руке,
Грушу будем мы рубить, начиная с большого
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. «варят и помешивают»
Угостим честной народ.
«По грибы»
1, 2, 3, 4, 5!
Мы идем грибы искать. сжимать-разжимать кулаки
Этот пальчик в лес пошел, загибать поочередно пальцы
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал.
Этот пальчик все съел сгибать-разгибать большой
Потому и потолстел. палец
(24 слайд) Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников:
(25 слайд) с малышами рисование пальчиками, ладошкой, техника
(26 слайд) «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети
(27 слайд) создают художественные образы с помощью более сложных методов: «кляксографии», методика тычка,
(28 слайд) «набрызг» и многое др.
(29 слайд) Во время ручного труда, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, плетения, вышивания происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.
(30,31,32,33,34,35 слайд) Предметная деятельность: с детьми используем различного размера мозаику, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т. д. ;
(31, 32 слайд) Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
(33,34 слайд) Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий.
(35 слайд) Собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
(36 слайд) Штриховка – одно из важнейших упражнений.
Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал. (37 слайд)
После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать (38 слайд) их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.
Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в быту. Эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Я также их использую. Познавательным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы.
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся:
(39 слайд) 1. Работа со штампами вырабатывает навык правильного захвата орудия письма и тренирует быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение. Для изготовления штампов использовала овощи картошку, морковь.
(40 слайд) Ребенок берет штампы за ручку (щепоть напряжена, обмакивает в гуашь, встряхивает (рука расслаблена, с силой приживает штамп к бумаге (сильно напряжена, отрывает руку от бумаги (рука расслаблена). Чтобы интерес и продуктивность не исчезли, мы связываем работу с интересной сказкой и просим вывести героев из трудной ситуации («Дорожка для зверят», «Рябина для снегирей», «Цветы»)
(41 слайд) Техника «Отрывание бумаги». Дети украшают картинку с помощью произвольного отрывания кусочков цветной бумаги (42 слайд) «Облака», «Вода»).
(43 слайд) Ниткография. Это выкладывание ниток по контуру рисунков, сделанных из бархатной бумаги или по контуру изображений, сделанных из нее. Цель – развитие глазомера, зрительной памяти, образного мышления.
(44 слайд) Обыкновенная потолочная плитка и тесьма получаются занимательные лабиринты, формируется знание цвета, ориентировка на плоскости, развивается мелкая моторика, координация руки и глаза. Кроме того тренируется зрение, развивается внимание.
(45 слайд) Берем простые бигуди с липкой шершавой поверхностью, нанизываем их на проволоку и готов валик для самомассажа рук.
(46 слайд) Рисование солью. Дети посыпают солью рисунок, после высыхания соль пропитывается краской и получается объемный рисунок.
(47 слайд) Отлично развивают руку разнообразные нанизывания. Можно нанизывать все- пуговицы, бусы, рожки макароны, сушки. А можно сделать красивые бусы из старых ненужных фломастеров. Эти бусы дети сделают себе сами, отличная игра для развития кисти руки и координация руки и глаза.
(48 слайд) Вариант игры «Золушка» можно не много усложнить, использую для этого простые футляры от термометров, наполняя их разными семенами, крупами, развиваем руку, умение брать щепотью, двумя-тремя пальцами, формировать координацию движений руки и глаза.
(49 слайд) Пробочный тренажер. Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье.
(50 слайд) так же для развития мелкой моторики использую игры в планшетном компьютере, пройди лабиринт, обведи правильно букву, цифру.
Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий, у детей с нарушениями речи графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно.
При тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной.
Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками.
Спасибо за внимание.