Елена Ковтун
Консультация для родителей «Развивающие игры для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры для развития речи
детей раннего и младшего дошкольного возраста.
учитель-логопед Ковтун Е. М.
декабрь 2022 год
Публикация «Консультация для родителей „Развивающие игры для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Последнее время мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок с нормальными задатками и слухом в два года молчит. Явно видно, что молчун все понимает, выполняет различные просьбы окружающих, с удовольствием слушает рассказы и чтение книг, рассматривает красочные картинки, показывает то, о чем его спрашивают, но не говорит. Причиной подобного молчания являются неблагоприятные социальные условия. А именно, недостаток эмоционального и речевого общения окружающих (особенно близких людей) с ребёнком. В первом случае родители считают, что ребёнок до трех лет вообще ничего не понимает. Они считают, что общение с маленьким ребёнком – пустая трата времени и сил. Для них главное – что ребёнок сыт, сух и одет. А комментировать свои действия, рассказывать ребёнку об окружающем мире очень глупо. Во втором случае родители проявляют гиперопеку по отношению к ребёнку, то есть любое желание ребёнка, выраженное жестами или мимикой, будет тут же исполнено. Родители пребывают в постоянном страхе за малыша, поэтому следят за каждым его шагом, буквально запрещая ему познавать окружающий мир. Таким образом, отказ ребё нка говорить может быть вызван двумя причинами: либо ему не у кого учиться говорить, так как родители считают, что общение с маленьким ребёнком - глупость; либо ему просто незачем разговаривать, так как родители и без того выполняют малейшее его желание. У ребёнка отсутствует мотивация к речевому общению.
Иногда задержка речевого развития объясняется индивидуальными особенностями малыша. Каждый ребёнок уникален и индивидуален. И развитие у каждого ребёнка протекает по-своему. Вот и активная речь может сформироваться у одних детей раньше, а у других позже. В некоторых случаях развитие речи тесно связано с особенностями характера ребёнка. Флегматичный ребёнок заговорит позже, чем ребёнок-сангвиник. У детей экстравертного типа (этот тип отличается коммуникабельностью, такой ребёнок активен, открыт окружающему миру) не наблюдается задержек в речевом развитии. А вот у детей интравертированного типа (этот тип противоположен экстравентированному, т. е. подобные дети – некоммуникабельны, замкнуты) даже при правильном воспитании имеется незначительная задержка в формировании речи.
Задержка темпов речевого развития может объясняться и органическим изменениями. К органическим изменениям можно отнести различные травмы, болезни, в результате которых нарушается деятельность некоторых отделов головного мозга. Снижение слуха, зрения, нарушения в развитии речи, мышления, моторные нарушения – являются серьезными последствиями перенесенных ребёнком травм и инфекционных заболеваний. Дети с органическими отклонениями говорить начинают поздно и часто страдают дизартрией, или нечеткостью речи. Ребенок с дизартрией разговаривает так, будто у него «каша во рту». Помимо речевого дефекта у таких детей наблюдаются отклонения в развитии мелкой моторики.
Какие же причины могут привести к появлению на свет детей с различными речевыми отклонениями и нарушениями:
- курение матери вовремя беременности;
- гинекологические заболевания матери;
- хронические заболевания матери;
- родовые травмы.
Речь – это не врожденная способность человека, она формируется в процессе жизни ребёнка. Развитие речи происходит лишь при активном общении ребёнка с окружающими его людьми. Поэтому, родителям необходимо как можно больше озвучивать малышу различные предметы, демонстрировать их, многократно повторять их названия. Старайтесь говорить с ребёнком медленно, четко, спокойно, не стоит употреблять длинные и сложные фразы – лучше использовать предложения, состоящие из двух-трех слов. С ребёнком нельзя сюсюкать, подражать детской речи, попытайтесь избегать уменьшительно-ласкательных форм речи – всё это затормаживает правильное развитие речи.
Развивающие игры для детей 1 года : «Ладушки», «Коза-рогатая», «Гули-гули», «Сорока-белобока».
Развивающие игры для детей 2 лет. Игры для увеличения словарного запаса: «Что это?», «Игры с игрушками». Игры для развития грамматического строя речи : «Кто где?» Взрослый говорит: «Собачка во дворе, гуси на траве, корова на лугу, лошадка в поле». После каждого предложения ребё нок изображает животных: гавкает, мычит, гогочет.
Игра «В лесу». Родители с ребё нком водят хоровод со словами: «Потерялся Ванечка в лесу? Покричи-ка ты «АУ». Тебя быстренько найдут, к маме с папой отведут. Игра «Лады-ладуси». Взрослый произносит: «Лады-ладуси, по траве гуляли гуси. Травку щипали, водичкой запивали. Лады-ладуси, домой полетели гуси». (Ребенок хлопает в ладоши, показывает, как ходят гуси, как щиплют травку, взмахивает ручками, изображая улетающих птиц).
На втором году жизни необходимо читать ребёнку потешки, стишки, русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок».
Развивающие игры для детей 3 лет. Игры с картинками (предметы с изображениями предметов разного цвета, «круглые предметы», «квадратные предметы», «картинки с изображениями животных». Игра «Мяч». Синенький мячик скачет, словно зайчик: вверх-вниз, вверх-вниз, а сейчас остановись!» (Ребёнок вместе со взрослым прыгает вверх-приседает). Во время чтения художественной литературы рассматривайте картинки, объясняйте, кто есть, кто, кто что делает. При повторном рассматривании иллюстраций задавайте ребёнку вопросы, добивайтесь ответа, объясните ему, что в каждом вопросе уже есть половина ответа. Например, беседа по сказке «Репка». Вопросы: «Что посадил дед?», «Кого позвал дед на помощь?» «Кого позвала на помощь бабка?»
Развивающие игры для детей 4 лет. Для развития речи детей 4 лет подходят сюжетные и ролевые игры «Доктор», «Магазин», «Парикмахерская». Порадуйте своего малыша-купите ему детские наборы доктора, продавца, парикмахера, сделайте игру более реалистичной. Назовите принадлежности, расскажите о действиях людей этих профессий. Для расширения глагольного словаря используйте игры : «Кто как двигается?», «Кто как кричит?» «Кто что делает?», «Из чего что состоит?». Игра «Пазлы»-развивает аналитические способности, знакомит ребёнка не просто с предметами, но и его составными частями.
Развивающие игры для детей 5 лет. Рекомендуется использовать для игр сюжетные картинки, иллюстрированные книжки. Рассказывание сказок, составление рассказов по серии сюжетных картинок. Предложите ребёнку разложить картинки в нужной последовательности в соответствии с событиями сказки, а после этого по ним составить рассказ. Игры со словами-антонимами: «большой-маленький», «широкий-узкий», «широкий-узкий».
Особое внимание хотелось бы уделить пальчиковой гимнастике.
Эти игры возбуждают речевые центры головного мозга, стимулируют речевую активность малыша. Развивают подражательные навыки и внимание ребёнка, дают положительные эмоции. Тренируют память: зрительную, слуховую. Развивают гибкость и подвижность пальцев рук, что благоприятно скажется на формировании письменной речи.
Игра «Ёжик». Маленький ёжик, не нем куча иголок, которыми он шевелит, он с удовольствием фырчит». (пальчики одной руки находятся между пальцами другой руки, шевелим пальцами).
Игра «Лодочка». Лодочка по речке плывет, малышей она везет. (ладошки складывают ковшиком, большие пальцы плотно прилегают к ладоням; делаем лодочкой волнообразные движения.
Игра «Деревья». На вершине дерево стоит, ему ветер ветки шевелит, ветер ветки шевелит, все листочки шебуршит. (поднимаем руки вверх - пальцы растопырены и напряжены, двигаем руками из стороны в сторону, шевелим пальчиками не сгибая их.)