вера нешенкова
Консультация для родителей «Особенности развития познавательной активности дошкольников»
На тему «Особенности развития познавательной активности дошкольников»
Уважаемые родители, формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
Под познавательной активностью детей старшего дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности идёт процесс развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Важнейшая задача педагогов и родителей - сформировать у детей познавательную активность. Как решить эту задачу в условиях воспитания и обучения детей? «Правильно организовать учебно-воспитательный процесс - это значит поставить такую учебную задачу, которую без эксперимента не решить» - считает известный психолог Давыдов.
Проблему познавательной активности учёные, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Таким образом, условием развития познавательной активности, вознесение её на высшую ступень являются практические действия самого ребёнка.
Для оптимизации познавательной активности играйте дома с ребёнком в конструктивные, дидактические игры. Они помогают наглядно ощутить динамику решения практической задачи, апробировать разные способы, варьировать замысел, соотносить его с практическим результатом.
Задавайте вопросы на сравнение, формулируйте их так, чтобы ребёнок последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства. Давайте ребёнку задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Ребёнок быстро находит ответ на вопрос «Чем отличается медведь от собаки?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого ребёнок должен пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. Активизируют мышление также вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане.
Играйте с ребёнком в игры, которые направленные на группировку и классификацию:
Стимулируйте детскую любознательность прямыми предложениями: «Ты хочешь ещё что-нибудь узнать о жизни белки? Тогда спрашивай, я постараюсь тебе ответить».
Родители, помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни замирал перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».