татьяна корочкова
Консультация для родителей «Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42»
Консультация
«Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений»
Подготовила: Т. Я. Корочкова
Саранск 2019
C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с песни соловья, с улицы, поросшей зеленью – со всего того, что нас окружает с самого детства.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений“» размещена в разделах
Деревья, цветы, травы, кустарники – это гости другого мира, который мы, взрослые, порой и не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему со снисходительным пренебрежением. Растущий маленький человек, видя такое равнодушие и безразличие, в силу своей подражательности вторит нашим действием, словам, отношению. Человек и природа - одно целое. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. К сожалению, сегодня все чаще говорят об ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа все настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к ее решению может стать экологическое воспитание подрастающего поколения.
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста.
Как указал известный психолог А. В. Запорожец, если не сформировать познавательную активность в первые годы жизни, то восполнять возникающий недостаток в душе бывает очень сложно, а порой даже невозможно.
Мысли учё ного подтверждает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве – высечено на камне, что узнал в старости – написано на льду».
Познавательный интерес не является врождённым, а формируется в процессе обучения и воспитания, в процессе усвоения детьми общественного опыта, обобщённого опыта, обобщённого в системе знаний, умений, навыков. Он – союзник волевого усилия в достижении цели, в преодолении трудностей.
Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?
Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.
Основные задачи по формированию бережного отношения к миру растений :
- передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;
- формирование трудовых навыков по уходу за растениями;
- навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;
- развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
В семьях уделяется недостаточное внимание развитию у детей интереса и бережного отношения к природе, в частности к миру растений, потому как у родителей сложилось определенное мировоззрение, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современной семьи в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка. Разрыв между требованиями к ребенку в дошкольном учреждении и требованиями родителей существенно снижает эффективность экологического образования, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков.
Для формирования бережного отношения к миру растений надо :
- расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;
- формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;
- расширение и активизация словаря по теме;
- воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.
В процессе общения с природой у детей постепенно пополнится словарный запас, в организованном обучении или совместной деятельности будет способствовать активизации и расширению словарного запаса.
Таким образом, чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Обогащая словарный запас, полученный на занятиях, формируются речевые умения и навыки, строится правильное отношение на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.
Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе.
Список использованных источников.
1. https://virtualtaganrog.ru/maps/news/konsultacija-formirovanie-u-doshkolnikov-berezhnogo-otnoshenija-k-miru-rastenii.html
2. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-razvitie-poznavatelnoi-aktivnosti-cherez-okruzhayuschii-mir.html