Назарова Алевтина
Конспект занятия «О сущности бережного отношения к вещам»
▼ Скачать + Заказать документы
1. О сущности бережного отношения к вещам.
Воспитание бережного отношения к личным и общественным вещам является составной частью формирования у детей индивидуальной и групповой ответственности за личное и общественное достояние.
Я. А. Коменский в своем учении о нравственности писал о том, что воспитание «бережного обращения с куклами и игрушками надо ставить в ряду первых задач».
2. Некоторые данные об отношении детей к собственности.
Воспитание бережного отношения :
- к личным вещам
- к общественному достоянию.
Публикация «Конспект занятия „О сущности бережного отношения к вещам“» размещена в разделах
Искусство воспитания в том, чтобы гармонически сочетать эти 2 задачи. По отношению детей к личным вещам и общественному достоянию можно разделить детей на несколько групп:
1. Бережно относятся к своему и общественному достоянию.
2. Оберегание своих вещей и полное равнодушие к состоянию общественных.
3. Не берегут своих вещей. Неаккуратны.
4. Небрежны к своим вещам, но в детском саду аккуратны, бережливы.
Главные причины: в семье и в недостатках общественного воспитания.
Формировать качество бережливости можно только с семьей. Эта проблема имеет ряд аспектов:
1 .социологический
2. психологический
3. педагогический
Причины, порождающие небрежность:
1 Игрушек вноситься сразу очень много.
2. Старые игрушки не демонстрируются, у детей нет привязанности к ним.
3. С детьми не беседуют о правилах пользования игрушкой.
4. У детей не воспитывается ответственность за сохранность игрушек, кукол, книг.
Воспитание бережливости к игрушкам, личным вещам и общественному достоянию совершается в единстве с данным формированием ряда качеств:
1. Аккуратности, привычке «каждой вещи — свое место»
2. Трудолюбие
3. Осознанию того, что люди много трудятся, чтобы создать вещи.
3. Воспитание аккуратного и бережного отношения к личным вещам. Систематический контроль со стороны воспитателя повышает качество заботы в этом плане. Специальные беседы о бережном отношении к своему костюму, платью. Неудачи в формировании бережливости у части детей связаны с излишней опекой детей бабушками и родителями.
4. Воспитание интереса и бережного отношения к книгам.
Воспитание бережного отношения к книгам является одной из сторон организованного поведения. Книги с раннего возраста должны интересовать ребенка, и его надо рано приучать беречь их. К главным путям и средствам бережного отношения к книге относятся возбуждение интереса к содержанию книги и приучение детей рассматривать иллюстрации.
5. Воспитание устойчивого интереса и бережного отношения к куклам.
Через куклу вырабатываются следующие качества: бережное отношение к личностным вещам и радость познания удовлетворения. Условием, способствующим формированию бережливости, является так же установление ответственности за те вещи, которые даны детям, систематический контроль за их сохранность. Необходимым условием при этом является единое влияние семьи детского сада.
6. Воспитание отношения дошкольного возраста.
Иногда педагоги допускают ошибку, используя прагматичный подход во время формирования ценностного отношения детей к природе. Прагматичный подход или практицизм в отношении к природе выстраивается на основе знаний о пользе природы. Воспитатели формируют у детей дошкольного возраста бережное отношение к природным объектам и явлениям, мотивируя его фразой: «Природу надо любить, потому что она нас кормит, дает материалы для жилища, одежды и тому подобное». Подчеркнем, что такой подход себя не оправдывает. Ведь мышление детей является конкретным. Дети видят, что кормит их мама, одежду покупают в магазине, воду очищают специальным фильтром, поэтому им трудно постичь сложность взаимосвязей между человеком и природой. Показательной в этом отношении может быть фраза, которая прозвучала в старшей группе из уст пятилетнего ребенка. После занятия на тему «Домашние животные» девочка подошла к воспитательнице и с определенной грустью и удивлением сказала: «У меня дома есть кошка. Я за ней ухаживаю-ухаживаю, кормлю-кормлю, а она мне почему-то не дает ни мяса, ни молока.». Полученные знания ребенок тут же перенесла в плоскость жизненной ситуации. Вывод, к которому пришел ребенок по результатам обучения: домашнее животное полезно тем, что «дает» что-то необходимое человеку. А если ничего не дает? Стоит ли за ним тогда «ухаживать-ухаживать, кормить-кормить»? Мы хотим, чтобы дети любили природу. Поэтому, учитывая наглядно-действенное восприятие действительности и конкретность мышления, следует, давая детям необходимые знания, сопровождать их наглядностью и направлять в действенное русло, то есть давать возможность использовать их в различных видах деятельности.
-Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника:
- Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
- С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».
- Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
- Соблюдение правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
- У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного. Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Ребенок должен усвоить правило: «Каждой вещи – своё место».
Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всё м:
Представьте такую ситуацию:
Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.
Вопрос:
- Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).
Все эти методы, несомненно, имеют положительные результаты. В детском саду мы так же используем и следующее: Игры-инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой (разыгрывание детьми сценок на данную тему)
Ситуация 2
Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься?
- Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок перебивая, дёргает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же.
- Не суйся, когда взрослые разговаривают.
- Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.
Ребё нок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?
- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.
Ребё нок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.
- Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.
Вопросы:
- Были ли ошибки в поведении матери? Какие?
- Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?
Обобщение:
Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать:
- он не умеет слушать;
- проявляет агрессию к тому, кого перебивает;
- хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной);
- не обладает достаточным запасом терпения;
- не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивности).
Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, ибо мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза “Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас” станет поистине волшебной.
2. Большое внимание хочется уделить внимание речевому этикету.
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребё нка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».
А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.
Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения.