Снежана Антышева
Консультация для родителей первой младшей группы «Эти ужасные 2 года»
▼ Скачать + Заказать документы
Эти ужасные два года: преодоление кризиса двухлетки
[/i][/b]
Первым кризисом, встречающимся на пути детского развития, является кризис, который в популярной литературе более известен как кризис 3 лет (хотя, к этому возрасту, он уже должен «сходить на нет»). В американских популярных изданиях время этого кризиса называют более точно - «эти ужасные два». Внимательные родители замечают, что данный кризис протекает примерно в период 18-24 месяцев, и в психологической литературе называется кризисом воссоединения.
Публикация «Консультация для родителей первой младшей группы „Эти ужасные 2 года“» размещена в разделах
Этот кризис проходит не проще и не легче, чем всем известный подростковый кризис, и заслуживает к себе особого внимания.
Сложности периода
Для матери ребенка этого возраста данный период может быть очень непростым. Здесь она сталкивается с частыми капризами ребенка, непоследовательными требованиями и желаниями, его агрессией, упрямством, вспышками ярости. На все это женщины часто реагируют собственным раздражением, срываясь, прибегают к неоправданным наказаниям.
Фаза практикования (от года до полутора лет)
Чтобы понять трудности периода воссоединения, нам стоит немного рассмотреть особенности предыдущего периода, который длится, условно говоря, с окончания первого года до полутора лет, который называют фазой практикования.
Она так названа, потому что ребенок в это время начинает ходить, упражняется в различных видах двигательной активности, познает мир, и практикуется в освоении разных видов деятельности.
Малыш этого возраста очарователен. Он опьянен своими возможностями и величием (ему кажется, что он все может, и все ему подвластно) и очарован прекрасным и завораживающим миром, открывающимся для него. Теперь, имея способность к прямохождению, можно больше увидеть, больше услышать, больше потрогать! Часто малыш сам себя развлекает, находясь в постоянном восторге от своих открытий, у него сияют глазки, на личике светится улыбка. У большинства детей в этом периоде присутствует энергетический подъем. Они невосприимчивы к падениям и ударам – быстро поднимаются и продолжают свои исследования. Получая помощь от матери, ребенок еще не осознает ее, как поступающую из вне, ощущая, что это он всё сам.
На этом этапе, с одной стороны, матери надо быть все время начеку, чтобы оградить ребенка от возможных опасностей; но, с другой стороны, она получает и некоторое облегчение. Потребность ребенка в матери несколько снижается за счет того, что он начинает испытывать больший интерес к неодушевленным предметам, к окружающему миру. Часто он, увлеченный своими занятиями, на долгое время забывает о матери (хотя малышу периодически надо вернуться к ней, чтобы подтвердить ее доступность, подзарядиться от ее прикосновений).
Часто дети становятся способны подзарядиться от одного звука голоса матери или ее взгляда. Для такого ребенка мать – это такая «домашняя база подзарядки», но она еще не расценивается как отдельный самостоятельный индивид.
Матери, не склонные удерживать малыша в слиянии с собой для удовлетворения собственных нужд, чувствуют некоторое облегчение – «наконец-то малыш стал самостоятельным», и у мамы есть глоток свободы и минутка для себя.
Но вдруг что-то случается – веселый, счастливый и (как порой кажется) уже почти «самостоятельный» малыш вдруг опять становится прилипчивым, нуждающимся в постоянной доступности матери, да еще капризным, агрессивным, упрямым.
Это означает начало следующей фазы – «нового сближения» или «кризиса воссоединения» с матерью. Это название отражает то, что, имеющееся на предыдущей фазе относительное безразличие к присутствию матери, сменяется постоянной озабоченностью по поводу ее местонахождения и активными обращениями к ней.
Но вдруг что-то случается – веселый, счастливый и (как порой кажется) уже почти «самостоятельный» малыш вдруг опять становится прилипчивым, нуждающимся в постоянной доступности матери, да еще капризным, агрессивным, упрямым.
Это означает начало следующей фазы – «нового сближения» или «кризиса воссоединения» с матерью. Это название отражает то, что, имеющееся на предыдущей фазе относительное безразличие к присутствию матери, сменяется постоянной озабоченностью по поводу ее местонахождения и активными обращениями к ней.
Причины воссоединения («нового сближения» с матерью)
Во-первых, в возрасте 18-24 месяцев ребенок, желая быть автономным и отдельным (желая «покинуть» мать, и имея физические возможности для этого, проецирует свои желания на мать. Проецирует - т. е. приписывает ей то, что исходит от него. Тогда в его психике мать воспринимается той, которая может желать покинуть его. Тогда у малыша возрастает тревога из-за отсутствия матери и он становится "прилипчивым", часто - ходящим по пятам.
Во-вторых, как мы уже говорили, в предыдущей фазе развития малыш еще недостаточно чувствовал мать, как отдельного человека. По мере осознания малышом своей отдельности, и мать для него становится самостоятельным, отдельным от него человеком; и тогда у него появляется сильное желание разделять с матерью каждое свое новое открытие и переживание. Ведь она уже, не являясь «единым целым» с ребенком, не может магическим образом узнавать обо всех его открытиях.
В-третьих, прежнее ощущение своего всемогущества («я все могу, и мне все подвластно», характерное для предыдущей фазы, болезненным образом терпит крушение. Ребенок осознает, что часто бывает беспомощным перед окружающим миром, и все также нуждается в матери.
В этот непростой период, бывает, что женщина встречается со своим частым раздражением. Она сбита с толку – малыш демонстрирует все большую независимость, а с другой стороны, ожидает участия матери в каждом своем деле. Матери бывает трудно принять требовательность ребенка в постоянном ее присутствии, после того, как она почувствовала его некую самостоятельность и свою - пусть небольшую свободу.
Этот период чреват многочисленными конфликтами.
С одной стороны, ребенок стремится к самостоятельности, а, с другой стороны, чувствует беспомощность справиться с этим миром; испытывает прежнее желание, чтобы мать могла угадывать его желания и предвосхищать их.
Порой малыш пытается использовать мать, как продолжение своего Я, и тянет ее руку к какому-то предмету, пытаясь ей, как инструментом достать его; или ожидает, что мать, направляемая единственным магическим жестом, выполнит промелькнувшее у ребенка желание. Когда он сталкивается со своей беспомощностью и отдельностью матери (которая уже не желает быть продолжением его Я и выполнять все его желания, у него случаются вспышки ярости, гнева. Но ни он, ни мать - больше не способны функционировать как одно целое. Ребенок болезненно – через битвы и конфликты - начинает осознавать, что его родители являются независимыми людьми со своими личными интересами; и мать, даже поняв его потребность, порой не торопится удовлетворять ее. У ребенка возникает протест и бунт, что он не способен заставить весь мир вращаться вокруг него! Он должен постепенно отказаться от иллюзии своего величия.
Часто ребенок бывает упрям. Ощущая свою отдельность, и наставая на своей независимости, он может отказываться подчиняться требованиям матери. Порой можно наблюдать, как ребенок отказывается садиться или вылезать из коляски, испытывая материнское терпение; или, в знак протеста разворачивается и пытается убежать в другую сторону (хотя и поглядывает – пойдет ли мать за ним).
Кроме этого, гнев и злость появляются, если желаемая вещь оказывается недоступной, и малыш сталкивается со своими ограничениями. Он понимает, что на самом деле он не может достать ту вазочку, развязать этот узелок, забраться на этот комод. И самое главное разочарование в этой жизни приходит с осознанием того, что помощь не приходит магическим образом, после того, как он почувствовал в ней потребность или даже озвучил это.
Осознавая тело, как собственное, ребенок противится действиям, которые производят с ним, во время которых он должен проявлять пассивность – переодевания, смена подгузников… Также он заметно сопротивляется, когда его обнимают или целуют, когда он к этому не готов. Чаще протестом на это реагируют мальчики.
В этот непростой период маленький человечек переживает чувства печали и злости из-за потери ощущения слияния с матерью; разочарования в матери (не всемогущей, непонятливой и имеющей «наглость» иметь свои желания); чувства беспомощности и бессильной ярости от осознания своих ограничений. Он болезненно осознает свою беззащитность (потому что даже мать уже не всегда может восстановить его ощущение благополучия); и одиночество - т. к. интересы матери бывают отличными от его собственных. Эти переживания вступают в конфликт с чувством грандиозности и всемогущества периода практикования, когда ребенок чувствовал себя «властелином мира».
Ошибки родителей и способы гармоничного взаимодействия с ребенком
В период кризиса воссоединения матери бывает непросто выдержать требования ребенка, касающиеся ее постоянной доступности, и противоречивость его желаний. У женщины такое поведение часто вызывает вспышки раздражения. Малыш то просит помощи матери, то отталкивает ее в ее попытках помочь; то он хочет близости с матерью, но, только получив, сразу отвергает ее. Также приступы гнева, упрямства и негативизма подвергают испытанию терпение матери.
Нередко женщины, испытывая бессилие, и срываясь, прибегают к первым шлепкам и наказаниям. Порой матери, утомленной однообразным уходом за малышом, с отсутствием времени для себя, бывает сложно напомнить себе, что в таком поведении ребенка нет преднамеренного желания «довести» взрослых, специально сделать назло. Негативизм и упрямство ребенка – это примитивные, но пока единственные способы доказать, что он имеет собственное мнение, что он - личность, нуждающаяся не только в опеке, но и в признании автономии, права на свою точку зрения.
Важно, чтобы внимание матери было предсказуемым для малыша. Бывает, что мать игнорирует потребность ребенка в ней; а в другие периоды (испытывая вину за свое невнимание, и пытаясь компенсировать ее) несется к малышу по любому поводу, даже тогда, когда он вполне справляется с трудностями сам. Предсказуемая эмоциональная доступность матери способствует развитию у ребенка процессов мышления, снижению тревожности и достижению дальнейшей автономии. Матери важно откликаться на дела ребенка радостным участием, подбадривая его, и поощряя к дальнейшим открытиям.
Другим матерям бывает трудно справиться с потребностью ребенка в независимости; смириться с тем, что его теперь нельзя считать частью себя; и уже невозможно поддерживать слияние, которое может компенсировать неудовлетворенность женщины другими аспектами жизни. Такие мамы сами становятся «тенями» своих детей и не дают им необходимого опыта самостоятельности. Важно признать, что ребенок – это отдельный, самостоятельный индивид, имеющий право на автономность, свои желания и потребности.
В завершении можно добавить несколько простых истин:
·Упрямое поведение детей часто провоцируется упрямством взрослых, которым не хватает гибкости, и они принципиально настаивают на своем, только из-за того, что «так надо». Чрезмерный авторитаризм взрослых либо подавляет ребенка, либо провоцирует более сильный бунт.
· Важно не фиксировать внимание на упрямстве, не напоминать лишний раз ребенку о его «плохом поведении». Ставить себя на место ребенка, смотреть на мир его глазами.
·Родителям стоит ограничить собственное слово «нет». Отказаться от противостояния «кто-кого».
·Предоставлять ребенку право выбора. Не провоцировать ребенка на негативизм, задавая вопросы, которые требуют ответа: «Да»-«Нет». Такого реагирования можно избежать, заранее предлагая ребенку выбор: «Ты будешь молоко из этой чашки или из кружки?» «Мы идем в парк или на площадку?»