Анжела Муртиева
Консультация для педагогов «Знакомство старших дошкольников с часами»
▼ Скачать + Заказать документы
Математическая сказка о времени.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с часами.
Задачи:
- формировать у детей представления о часах, их назначении;
- учить определять время по часам;
- развивать познавательный интерес, мышление, речь.
Публикация «Консультация для педагогов „Знакомство старших дошкольников с часами“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Однажды в выходной день Коля проснулся позже обычного и долго нежился в кроватке. Он хотел еще немного полежать, когда в комнату вошла мама и сказала: «Вставай скорее, а то мы в цирк опоздаем!» Коля обрадовался, вспомнив о билетах в цирк, сладко потянулся и стал одеваться. Мама еще раз заглянула в комнату со словами: «Одевайся быстрее, у нас до выхода из дома совсем мало времени!» тогда Коля подумал: «Как хорошо, что мама всегда знает, когда и что надо делать! Иначе ни на какое цирковое представление не попадешь». И он заторопился, продолжая свои размышления о том, что каждое утро мамы будят своих детей, затем мальчики и девочки спешат в детский сад, дети постарше – в школу, взрослые – на работу. В детском саду детей уже ждут воспитатели, в школе учителя. Повара уже готовят для них вкусные завтраки. Как же мамы узнают, что пора будить детей и когда надо выходить из дома, чтобы не опоздать в детский сад, школу, на театральное представление? Его размышления прервал звук больших настенных часов с кукушкой из бабушкиной комнаты. И он подумал:» Ах, вот откуда моя мама все это узнает! Ей кукушка из часов подсказывает». Коля, одевшись, выбежал из комнаты и спросил у мамы: «А если у других детей дома нет часов с кукушкой, почему они не опаздывают в детский сад?» мама улыбнулась и сказала: «Мы сегодня с тобой пойдем в цирк, а в следующие выходные сходим в музей часов, и ты все сам узнаешь».
Коля всю неделю мечтал о походе в музей, а ночью перед выходным днем ему приснился необычный и очень интересный сон. Во сне к нему в гости пришел сказочный часовой мастер и пригласил его в свою мастерскую. Там было много самых разных часов – маленьких и больших, круглых и овальных, наручных, настенных. Одни часы тикали тихонько, другие громко. Некоторые басисто отсчитывали: «Бом, бом, бом». Были там и похожие на бабушкины часы с кукушкой. А некоторые часы вообще не производили никаких звуков.
Коля произнес: «Сколько часов! И какие они разные!» часовщик прищурился добрыми глазами и сказал: «Хочешь, я тебя научу узнавать время по часам?». Обрадованный Коля воскликнул: «Конечно! Я очень хочу!» и тогда часовщик подвел его к огромным круглым часам в человеческий рост и сказал:
- Часы действительно бывают очень разные. Если ты придешь ко мне в гости еще, я тебе расскажу много интересного про них. А сегодня я научу тебя пользоваться механическими часами со стрелками. У таких часов есть механизм, который заводится при помощи ключа. Если их не завести, то они остановятся. Завода не хватает на сутки, поэтому надо стараться не забывать их заводить, чтобы никуда не опоздать.
Коля попробовал повернуть ключ больших часов. Тот поддался и Коле это очень понравилось. Мальчик решил, что, когда у него будут свои часы, он-то уж никогда не забудет их заводить.
Далее часовых дел мастер продолжил свой рассказ и объяснил Коле, что у механических часов есть циферблат, на котором изображены по кругу цифры, обозначающие числа от 1 до 12, и стрелки, постоянно движущиеся по кругу.
- Одна стрелка короткая, и движется она очень медленно, и эта стрелка показывает часы. Другая – длинная, показывает минуты и двигается намного быстрее. Пока часовая стрелка передвигается от одного обозначения числа до другого, минутная успевает сделать целый круг, и это значит, что прошел один час. Если длинная стрелка успевает пройти только половину круга, то это обозначает, что прошла только половина часа – полчаса, если четвертую часть круга - четверть часа. Когда обе стрелки указывают на 12, это значит половина дня. Поэтому говорят «полдень». Но за сутки часовая стрелка успевает сделать два полных круга. И когда она снова возвращается к 12 часам, то уже наступает ночь, и люди называют это время полночь.
Мастер прервал рассказ и предложил:
- А сейчас Коля, мы с тобой попробуем определить время на этих часах. Посмотри на расположение стрелок и скажи, куда указывает каждая из них.
Коля громко ответил:
- Длинная стрелка указывает на 12, а короткая – на 3.
- Правильно, - похвалил сказочный мастер. – Это значит, что сейчас 3 часа. Если это ночь, то говорят «Три часа ночи», а если день – «Три часа дня». Ну, теперь ты можешь подойти к часам и передвинуть стрелки. Поставь их так, чтобы они показали 5 часов.
Коля, справившись с волнением, подошел к часам, передвинул стрелки и сказал гордо:
- Длинная стрелка указывает на 12, а короткая = на 5. Значит, они показывают 5 часов.
Часовщик улыбнулся и произнес:
- Хорошо! А вот задание более сложное: короткая стрелка указывает на 8, длинная стрелка указывает на 6. Сколько времени?
Коля задумался и ответил:
- Короткая стрелка нам показывает, сколько полных часов прошло. Она указывает на цифру 8. А короткая стрелка не успела пройти полный круг, лишь только его половину. Значит, сейчас 8 часов с половиной.
- Все верно! – подтвердил добрый мастер.
- Но можно сказать и по-другому: половина девятого. Ведь следующая цифра, на которую укажет короткая стрелка, будет 9. Но от 9 прошло только полчаса. Поэтому и говорят «половина девятого» А если длинная стрелка еще четверть часа пройдет, то, посмотри, на часах будет почти 10, но без четверти. Как можно назвать это время?
- Без четверти 10, - уверенно сказал Коля.
- Молодец! – одобрил часовой мастер.
- Теперь ты сам сможешь определять время, чтобы никуда не опаздывать и все делать вовремя.
Мастер улыбнулся и погладил Колю по голове.
- Приходи ко мне обязательно еще, и я тебе расскажу много интересных историй про часы, - сказал часовщик и исчез, а Коля, очень довольный таким сказочным путешествием, проснулся.
Сегодня мы научились определять время по часам, узнали, как устроены механические часы: у них есть часовой механизм, который требует регулярного завода, циферблат, часовая и минутная стрелки. Узнали, чем они отличаются друг от друга и как по их расположению узнать сколько времени.