Получи документы

Консультация для педагогов «Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры»

Наталья Алыкова
Консультация для педагогов «Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования физического национального самосознания поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств. В законе «Об образовании» отражены требования к содержанию образования: обеспечить интеграцию личности в национальную культуру, формирование человека и гражданина … формирование духовно-нравственной личности. В концепции дошкольного воспитания отмечена необходимость приобщения детей к общечеловеческим ценностям и знании личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития.

Публикация «Консультация для педагогов „Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края с её традициями, природой и культурой, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма.

Этнокультурный компонент пронизывает всю жизнь детского сада, сопровождает детей с поступлением в детский сад и до выхода в школу. Во всех режимных моментах, в том числе и во время НОД по физической культуре, используются те или иные элементы народной педагогики, фольклора. Потешки, пословицы и поговорки, сказки и народные игры органично вплелись в жизнь не только детей, но и педагогов.

У русского народа исторически сложился богатый опыт воспитания подрастающего поколения, передаваемый в устном народном творчестве.

В работе с детьми при включении фольклорного материала в НОД и режимные моменты я соблюдаю определенные условия:

- детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные движения, подвижные игры);

- фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей;

- для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;

- большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.

Виды фольклорной НОД по физической культуре :

Двигательно-творческая НОД, основанная на использовании потешек, сказок и загадок. Цель – развитие у детей воображения, умения преодолевать двигательные трудности. Она может строиться на сюжете одной или нескольких сказок о животных или легендах. Организуется встреча с героями разных сказок, может присутствовать один сказочный герой, от лица которого осуществляется двигательная деятельность. Он выполняет с детьми различные упражнения или предлагает свои задания, играет в подвижные игры.

Сюжетная НОД с элементами фольклора русского народа, проводимая в форме «двигательного» рассказа, строится по типу путешествия. В данном случае дети учатся ставить перед собой цель преодоления возникающих проблемных ситуаций. Так, прогулка в осенний лес позволит через воображаемые подражательные образы (птицы, волки, лисы, деревья) направить детей на выполнение движений. При этом надо фиксировать внимание детей на точном подражании образу, добиваться более четкой техники выполнения движения.

Театрализованная НОД по физической культуре, включают мимические и пантомимические упражнения, имитацию движений, инсценировки и игры. Имитация отличается эмоциональностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения: дети легко, бесшумно спрыгивают, как птички с ветки; ходят вперевалочку, широко расставляя ноги, идут неуклюжим косолапым медведем; задорно, высоко поднимая ноги, шагают как цапля. C помощью пантомимики дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его душевное состояние, изобразить заботу, гнев, гордость или счастье.

Игровая НОД строится на основе народных подвижных игр. Сюда включается разминка, подвижные игры по нарастающей или убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, игры с ходьбой, прыжками и метанием мяча. Большая часть игр должна содержать бег. Игры должны сочетаться по двигательному содержанию и двигательным характеристикам.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Поэтому нагрузку весьма важно регулировать. Именно русские народные игры выглядят очень привлекательно из-за своей простоты и доступности, что вызывает потребность в их освоении и регулярных тренировках и включении в программу по физическому воспитанию для ДОУ. Традиционные подвижные игры, самобытные физические упражнения – все это элементы народной педагогики, в которой отражена забота детского сада о здоровье и физическом развитии подрастающего поколения.

В своей работе по физическому воспитанию использую такие подвижные игры, как «У медведя во бору», «Удочка», «Гуси», «Гори-гори ясно!», «Два Мороза», «Третий лишний», «Мышеловка» и др. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отображается образ жизни людей, их труд, быт. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.

Народные подвижные игры дают возможность не только для физического развития ребенка, но и для формирования положительно устойчивого отношения к культуре своей родной страны.

Освоение детьми этнокультурного опыта через народный фольклор способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедряют в практику дошкольных учреждений.

В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению»Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению» В жизни старшего дошкольника большое место занимают различные занятия. В детском саду они организуются педагогом. На занятиях дети приобретают.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры»
Опубликовано: 7 мая 2020 в 13:38
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Алыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД