Фадеева Ольга Юрьевна
Консультация для педагогов. Экспериментирование (Тезаурус)
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование (Тезаурус)
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
«Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение: ЭКСПЕРИМЕНТ – (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; планомерно проведенное наблюдение, опыт; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Со времен Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Галилео Галилея эксперимент является одним из важнейших средств и методов исследования в человеческой практике и науке.
Публикация «Консультация для педагогов, Экспериментирование (Тезаурус)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
«ЭКСПЕРИМЕНТ. — планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» («Краткая философская энциклопедия», 1994).
ЭКСПЕРИМЕНТ по Мещерякову Б. Г. - «проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого».
НАБЛЮДЕНИЕ по Мещерякову Б. Г. - «организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях». Наблюдение производится исследователем путем включения в экспериментальную ситуацию или путем опосредованного анализа ситуации и фиксации интересующих исследователя явлений и фактов.
В узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: «Понятие ОПЫТ по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения» (БСЭ, 1974). Однако в широком понимании «опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений» («Советский энциклопедический словарь», 1987).
«А. Ферьер – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - как активатор разнообразных чувств ребенка в процессе познания через игровую деятельность, как стимул умственной деятельности. Путь развития детской исследовательской деятельности - от бессистемности до целенаправленных действий».
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - характеризуется воспроизводимостью, доказательностью; имеется два уровня - эмпирический и теоретический. Наиболее распространенной является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные» (Ожегов «Словарь русского языка»/Под ред. д-а филолог. наук проф. Н. Ю. Шведовой. / Ожегов - М. : «Сов. Энциклопедия», 1973г.).
«ДЕТСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по освоению окружающего мира - это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования» («Педагогика. Большая современная энциклопедия»/ «Соврем. Слово», 2005г.).
И. Ф. Харламов под ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ИНТЕРЕСОМ понимает «эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер».
С точки зрения Г. И. Щукиной, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Такого же взгляда на познавательный интерес придерживается и Н. Ф. Добрынин.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. (Морозова Н. Г).
Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, С. А. Козлова отмечает, что «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» - это есть активность, возникающая по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале [9, c.119].
Рубинштейн С. Л. Говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия», то есть проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.
ПРОБЛЕМА— это реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы. Иными словами, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
В. Г. Золотарев МОТИВАЦИЯ - побудительная причина, повод к какому-либо действию, активное состояние человека (его мозговых структур, побуждающее его совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение групповых потребностей (забота о детях и др.).
А. С. Афонин МОТИВАЦИЯ - процесс стимулирования какого-либо конкретного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей.
ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. В настоящее время часто называется эдьютейментом (англ. edutainment, которым означают всевозможные формы образования без принуждения, образовательные развлечения (включая образование посредством развлечения). (М. М. Зиновкина).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ждан А. И. «История психологии: от античности к современности»/ Ждан А. И. - М. : пед общество России, 2001г.
2. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь. - М., 2004. - 640 с.
3. Ожегов «Словарь русского языка»/Под ред. филолог. наук проф. Н. Ю. Шведовой. / Ожегов - М. : «Сов. Энциклопедия», 1973г.
4. «Педагогика. Большая современная энциклопедия»/ Сост. Е. С. Рапацевия,- Мн. : «Соврем. Слово», 2005г.