Елена Лякишева
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экология – интересная область познания. И прежде всего для
детей, потому что считается, что мы, взрослые, уже все знаем.
Что интересно детям? Все самое большое и самое маленькое.
Это относится и к природе. Большие звери, деревья, высокие горы,
бескрайние моря – объекты восхищения детей.
С меньшим восторгом, но, пожалуй, с большим интересом дети
исследуют насекомых. Здесь включается субъективный фактор:
что хочу, то и делаю.
Дети – прекрасные разведчики и исследователи. Там, где
взрослый не остановится и пройдет мимо, ребенок найдет очень
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
много для себя интересного. Божья коровка замерла на зеленом листочке, как будто греется на солнышке. Быстро бежит клоп-
солдатик, упорно не желая остановиться. Муравьи длинной вереницей торопятся по своим делам. А вот под легким ветерком
покачивается паутина, и где-то рядом должен быть хозяин-паук.
Дети, способные замечать все это, и не вмешиваться в естественный ход природы вырастают романтиками с тонко
чувствующей душой и добрым сердцем.
Есть и другие, которым обязательно надо узнать: а что будет,
если перевернуть на спинку майского жука; если на пути муравья
положить палочку…Это - исследователи, они тоже не причиняют
вреда природе. Первые и вторые способны сами многое понять.
Сложнее с детьми, которые безжалостно топчут насекомых,
рвут растения, ломают ветки кустов и деревьев, обижают
животных. Именно эта группа детей особо нуждается в применении
методов и приемов экологического воспитания.
Основная его цель – дать знания о природе, о человеке, как ее
части, научить детей беречь природу.
Главная нагрузка по экологическому воспитанию ложится на
занятия. Образовательная область «Познавательное развитие»
включает раздел «Ознакомление с окружающим миром», где мы и даем детям основные знания о природе и человеке. Множество
планирований, известные авторы позволяют нам систематически и
целенаправленно обучать детей.
Если говорить о наглядных методах, то самым эффективным
считается наблюдение. Это обязательный элемент прогулки в
любое время года. Темы наблюдений разнообразны. Об этом
тоже есть много методической литературы.
Поделюсь с вами весенними наблюдениями нашей группы.
Есть у нас и своя станция ветра.
Очень любят дети экскурсии. Маленьким ребятам я говорю:
«Мы идем в гости». Раз в неделю мы ходим к нашему дубу –
великану.
. Один раз в 2-е недели обходим территорию детского
сада, наблюдаем за изменениями в природе.
То, что дети не могут наблюдать сами, мы преподносим им
через литературу, картинки, плакаты, фотографии, технические
средства ( иллюстративно-наглядный метод).
Оформляя экологический уголок, мы применяем этот метод.
В нашем уголке мы используем плакаты: соответствующее
время года, звуковые плакаты по возрасту детей, цветные диски
- части суток и дни недели, какой-нибудь познавательный
плакат.
Еще для каждого времени года мы сделали папки с картинками
этого сезона.
Там же альбом с приметами, пословицами и поговорками о
каждом месяце, загадками о сезонных изменениях.
Ход наблюдений, анализ и результаты можно фиксировать
в разном виде: фотоотчет, мастер-класс, стенгазета, гербарий,
коллекция.
Газета- коллаж «Природа Орловского края», сделанная детьми.
Газета «Что угрожает природе», сделанная родителями.
Это уже будут практические методы работы. Сюда же мы
отнесем опыты и эксперименты, моделирование, экологические
игры и акции, проекты, труд в природе, творчество и
театрализацию.
Каждый воспитатель, который разработал и организовал хоть
один проект или акцию, знает, как много они дают детям и знаний,
и практических навыков.
В нашей группе успешно прошел проект «Маленькая страна
насекомых". Мы много наблюдали, читали, беседовали, моделировали, проводили акции, придумывали игры, занимались
творчеством.
Словесные методы, пожалуй, самые доступные по своей
реализации. Чтение художественной литературы, беседы, рассказы, анализ прочитанного, заучивание, словесные игры присутствуют в нашей повседневной работе. Воспитатель лишь
делает определенный акцент: подбирает литературу, зрительные,
дыхательные, пальчиковые гимнастики, физминутки, словесные
игры по экологической тематике.
Для родителей мы готовим консультации, предлагаем им
принять участие в акциях, конкурсах и выставках, просим
помощи по благоустройству участка.
Как разнообразна и многопланова работа по экологическому
воспитанию. Ее системность и поэтапность обязательно дадут
свои плоды. Ребята больше узнают о себе, о природе, научатся
беречь и охранять флору и фауну родного края.
Участвуя в акциях вместе с родителями, займут активную
нравственную позицию гражданина своей страны.