светлана тесло
Консультация для педагогов «Выразительное чтение и его роль в развитие связной речи дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Выразительное чтение и его роль в развитие связанной речи дошкольного возраста.
Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывает на воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечает требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и даёт им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребёнок старается подражать взрослым, поэтому, слушая воспитателя выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью.
Публикация «Консультация для педагогов „Выразительное чтение и его роль в развитие связной речи дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Вот почему воспитателю необходимо овладеть искусством выразительного чтения. По словам М. Рыбниковой «исполнение должно быть целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы … оно должно быть громким, ясным, чётким, доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово».
Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса. Постичь искусство выразительного чтения можно разными методами и приёмами.
Упражнения на дыхание
Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот (полость рта работает, как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание – это в первую очередь научиться правильно, расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть лёгким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.
Упражнение №1. Прочитать текст.
Умыли котята глаза, и носы,
И щёчки, и лобики, даже усы.
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки.
(О. Александрова)
Представьте нарисованную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте, как котята погрузились в долгий сладостный сон, каким стало их дыхание.
Упражнение №2.
Сядьте на стул, расправьте плечи, чуть поднимите голову, сделайте выдох, не прилагая к тому специальных усилий. Не торопитесь делать вдох. Сделайте его через нос только тогда, когда захочется вдохнуть. Повторите это несколько раз. Упражнение выполняйте с удовольствием.
Упражнение №3.
Навыки правильного дыхания в процессе выразительного чтения следует развивать и укреплять на материале специально подобранных стихотворных текстов. Читая их, постепенно увеличивайте количество строк, произносимых на одном выдохе. Главной задачей ставьте воссоздание в воображении картин и передачу их при чтении.
На ночь глядя, зайцы разыгрались
И едва друг с другом не подрались.
Прилетел к ним тетерев-учитель
И сказал: «Сейчас же замолчите!
Что за шум вы подняли в лесу?
Или позабыли про лису?»
(О. Александрова)
Упражнения на регулирование силы голоса
При выразительном чтении основной инструмент воспитателя – голос: его громкость, высота, тембр, чёткость, гибкость. При выразительном чтении необходимо регулировать тембр голоса, мелодику речи. Полнота и разнообразие голосового звучания определяется наличием обертонов, поэтому надо усиливать действие резонаторов, носовых, грудного, в полости рта, гортани. Специальные упражнения направлены в первую очередь на разработку носового резонатора, а через него – на остальные. Все они находятся в постоянном взаимодействии: работа носового резонатора вызывает работу резонаторов в полости рта, гортани, груди.
Упражнение №1.
Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака, интонационно обозначая паузы. (В тексте паузы выделяются так:). Читать нужно по-разному, сначала беззвучно артикулируя).
С дымом мешается
Облако пыли,
Мчатся пожарные
Автомобили).
Щёлкают звонко,
Тревожно свистят,
Медные каски
Рядами блестят).
Миг) – и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке).
Люди в брезенте –
Один за другим) –
Лезут по лестницам)
В пламя и дым.
(С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое)
Упражнение №2.
Прочитайте тот же отрывок из стихотворения Е. Благинина «Шинель» шёпотом, выделяя слоги.
Упражнение №3.
Прочитайте его громко, подчёркивая ритм; затем прочитайте данный текст несколько раз подряд, всё время, убыстряя темп.
Упражнение №4.
Прочитайте стихотворение С. Маршака со спокойной интонацией, пусть голос прозвучит негромко, доверительно.
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо)
Жили – были серый ёж
И его ежиха).
Серый ёж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них) –
Очень тихий ёжик).
Всей семьёй идут гулять
Ночью) вдоль дорожек:
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок0ёжик).
Вдоль глухих осенних тропинок Ходят тихо) – топ) топ) топ)
(С. Маршак. Тихая сказка)
Низкий или высокий голос – индивидуальная особенность каждого человека. Но в небольших пределах высоту голоса можно менять. Для этого важно научиться управлять ею, напрягая или расслабляя голосовые связки.
Упражнения по работе над дикцией
При выразительном чтении художественного текста важна хорошая дикция, т. е. ясное, чёткое произношение каждого звука. Так достигается слышимость речи, понимая её. Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, чётко на неё реагировать. Проверьте своё произношение. Для этого запишите свою речь на диктафон и несколько раз прослушайте. И тогда вы сами услышите, какие упражнения необходимы вам, чтобы исправить ошибки вашей речи: «бормотание», нечёткое произношение какого-то звука, «проглатывание» окончаний слов и др. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные – свободно, вокально, достаточно громко. Правильное выделение гласных звуков в речи делает её звучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на слушателей дошкольников: желание быть понятыми ими, заинтересовать их содержанием литературного произведения.
Упражнение №1.
Произнести пословицы, отчётливо выделяя каждую часть. Затем задание усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую – тихо, потом наоборот. Как аукнется – так и откликнется. Чужим умом жить – добра не нажить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Упражнение №2.
Представьте, что вы играете на барабане, и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.
Умыли котята глаза, и носы,
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била Бой.
(И. Сельвинский)
Упражнение №3.
Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчётливо выделяя повторяющийся звук.
Завизжала пила, зажужжала пчела.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.
Умение выразительно читать это не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса. Достичь искусство выразительного чтения можно разными методами и приёмами.
Упражнения на дыхание
Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот
(полость рта работает, как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание – этов первую очередь научиться правильно, расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть лёгким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.
Владение навыком выразительного чтения и умением применять его при работе с дошкольниками способствует развитию речевой грамотности детей, учит наслаждаться правильной художественной речью. Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот (полость рта работает, как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание – это в первую очередь научиться правильно, расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть лёгким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха
Владение навыком выразительного чтения и умением применять его при работе с дошкольниками способствует развитию речевой грамотности детей, учит наслаждаться правильной художественной речью.