Валентина Верзакова
Формирование звуковой культуры речи по средствам игры.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование звуковой культуры речи по средствам игры.
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л. С.
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, словарным запасом, грамматическими формами).
Публикация «Формирование звуковой культуры речи по средствам игры,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.
Основные направления работы по воспитанию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции, выразительности детской речи.
Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Это неправильно. Воспитание ЗКР не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Это лишь часть работы по ЗКР. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитатели занимаются работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Работа по формированию ЗКР включает ряд разделов:
Развитие речевого слуха у детей, который включает:
-звуковысотный слух;
-слуховое внимание;
-фонематический слух;
-восприятие темпа и ритма речи;
Формирование произносительной стороны речи :
-учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
-развивать артикуляционный аппарат;
-работать над речевым дыханием;
-воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
-вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;
-формировать нормальный темп речи, т. е. произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь.
Развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
Воспитание интонационной выразительность речи, т. е. умения точно выражать свои мысли, чувства, настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится последовательно, систематично. От одного возрастного периода к последующему постепенно усложняясь. Ребёнок овладевает навыками в доступной для него форме, используются разнообразные игровые приёмы, которые также изменяются от одной возрастной группы к другой.
В дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных игр. Это игры, которые помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи : ЗКР, связная речь, формирование грамматического строя речи, словарная работа. Игра для ребенка, это и есть сама жизнь. Одна из задач, это заинтересовать малыша, для этого все упражнения нужно проводить в игровой непринужденной форме. Играя в речевые игры с ребенком, мы не только развиваем речь, но и развиваем мышление, внимание, память.
Во время сюжетно-ролевых игр дети совершенствуют диалогическую речь, развивают навыки монологической речи. Овладение монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников, так как она вбирает в себя развитие всех сторон речи – лексики, грамматики, фонетики. Во время сюжетных игр у детей идет опосредованное общение через игрушку.
Хочется остановиться на том, что во все режимные моменты включают дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Во время дидактических игр закрепляются умения и навыки, полученные во время занятий. Эта работа проводиться с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Некоторые игры, которые мы используем в работе с детьми дошкольного возраста:
- «Живые слова» (закрепление знаний о предложении и слове);
- «Назови конец слова» (воспитатель называет первый слог, а дети добавляют конец слова: ра – рак, радуга, ромашка);
- «Звуковые часы»;
- «Скажи наоборот» (антонимы);
- «Многозначные слова» (составить предложения с многозначными словами);
- «Улитка» (ЗКР, лексико-грамматический строй речи, связная речь);
- «Звуковые кубики»;
- «Телефон» (работа над фонетикой);
- «С какого звука начинается твоё имя?»
- Сказки о «Весёлом язычке» (звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок.)
- «Назови картинку» (картинки по звукам);
- «Логопедическое лото»
- «Что бывает красное? Красная? Красный?» (лексико-грамматический строй)
- «Составь предложение с использованием заданного слова или звука» (Катя купила куклу);
- «Мишуткин день», «Кукла Даша» (составление описательных рассказов по картинкам);
- «Скажи по-другому» (синонимы);
- «Разложи в правильном порядке и составь рассказ» (составление рассказов по серии картинок);
- «Лабиринты» (Серия картинок-лабиринтов для авторизации звуков)
-«Волшебный домик звуков».
Так же речевое развитие происходит во время игр-драматизаций. У детей совершенствуется выразительность образной речи, обогащается словарный запас, умение совмещать речь с мимикой, движениями. В своей работе я использую различные театры: «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Репка», «Кот в сапогах» и т. д. Чистоговорки, скороговорки так же часто применяю в своей работе. Они хорошо помогают уточнению артикуляции звуков, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.
Очень нравятся детям игры с пальчиками, которые сопровождаются чтением стихов, потешек, песен. Такие игры благотворно влияют на развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон.
Так же хочется сказать о заучивание и выразительном чтение стихов в игровой форме : «Попробуй повтори», «Эхо». Художественная литература и устное народное творчество развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка, почувствовать мелодику и ритм родного языка.
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. Таким образом, использование различных игр в работе педагога, способствуют развитию звуковой культуры речи детей.