Горелова Нина Александровна
Развитие звуковой культуры речи
▼ Скачать + Заказать документы
У младшего дошкольника должно быть отработано четкое произношение всех звуков родного языка, за исключением наиболее трудных шипящих (ж, ш, ч, щ) и сонорных (р, л). Работа проводится в определенной последовательности: постоянно осваиваются родственные группы звуков. Например, осваивая согласные, дети вначале учатся произносить губно-губные звуки (м, б, п, затем губно-зубные (в, ф), переднеязычные (н, д, т, заднеязычные (к, г, х)
Публикация «Развитие звуковой культуры речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных во многих случаях способствует появлению у ребенка звуков, более сложных по артикуляции. Так для того чтобы речь была более отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот, что достигается, в частности, правильной артикуляцией гласной "а", и плотно смыкать губы, чему способствует четкое произношение звуков (м, п, б).
Воспитание З. К. Р. -это не только отработка правильного произношения, хотя данная задача является одной из основных. Параллельно детей нужно учить различать звуки, отрабатывать речевое дыхание, темп речи, силу и высоту голоса. Все эти задачи легче решать, используя звуки произношением которых ребенок владеет достаточно хорошо.
Формирование звукопроизношения осуществляется в 3 этапа: подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука, закрепление звука в словах и фразовой речи.
Почти все гласные (кроме "о") и некоторые согласные (в, ф, с, з, п) можно соотнести с каким-то конкретным образом: а а а -лепечет маленький ребенок, у у у - сигналит паровоз, ф ф ф - фыркает еж. Это значительно облегчает работу по звукопроизношению. Благодаря игровой форме малыш охотно повторяет звуки по много раз. Например, мама предлагает : " Научиться рычать так же хорошо,как большой медведь (э э э) А теперь напомним эту песенку малышу-медвежонку, забывшему ее. Давайте все вместе поможем медвежонку позвать маму - медведицу и т. д.
Вот мы например при работе с детьми используем следующие приемы:
1. Сочетание хорового повторения с индивидуальным (3-4 раза) Например воспитатель говорит : У-У-У -сигналит паровоз. Скажите все как, как он сигналит. А теперь послушаем, как он сигналит. А теперь послушаем, как сигналит Олин паровоз, послушаем, как Сашин и т. д.
2. Использование дидактических игр типа "Заводные игрушки2
В игре "Заводные игрушки" дети изображают бельчат (самолеты, комаров и др.)
Воспитатель "заводит их ключиком" "Ц-Ц-Ц" -произносит белка.
3. Использование волшебного кубика" .На гранях кубика (размером 10/15) наклеены картинки : малышка, Аленушка, паровоз, жеребенок и др. Вертись. крутись на бочок ложись! -проговаривают дети, в то время как педагог переворачивает кубик с грани на грань. Вниманию малышей предлагаются одна из картинок а они хором или по одному произносят соответствующий звук (в -в -в- самолет, с -с-с- водопроводный кран, з -з -з- комар), Грани кубика заполняются постепенно. по мере знакомства детей с новыми звуками. Следует выделить группу предметов в которых отработка проговаривания звука выступает как второстепенная задача, а главным является развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности.
1. Исполнение детьми "длинных песенок" Отрабатывая произношение гласных звуков и некоторых свистящих (с,з, целесообразно предлагать ребенку длительно в (течении 2-3 с.) произносить звук на одном выдохе. Можно предложить детям " вытягивать ниточки" (ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны).
2. Исполнение песенок с с различной силой голоса и тональностью
(песенку паровоза следует петь басовато, а песенку игрушечного паровозика - тоненько)
Произношением большинства согласных звуков дети овладевают, повторяя различные звукоподражания. Упражнять детей в отчетливом произношении звукоподражаний, нужно предусмотреть задания, но и их различия (дон-дон, динь-дон).на формирование речи и ее интонационной выразительности (квох- квох -квох) - негромко квохчет курочка, охраняя цыплят, кудах- кудах- громко квохчет она чем-то встревоженная.
Для закрепления звука в словах и фразовой речи используются специальные приемы:
1. Показ игр -инсценировок. По ходу инсценировки дети повторяют отдельные слова и фразы, в которых часто встречаются осваиваемый звук. Параллельно ведется работа по формированию интонационной выразительности речи : дети произносят вопросительные и восклицательные предложения с интонациями грусти, радости и т. д.
В играх-инсценировках, мы часто используем фланелеграф и магнитную доску. Речевой материал надо подбирать с учетом следующих условий:
- звуки, трудные для произношения, целесообразно вначале отрабатывать в словах, состоящих из слогов се (согл. +гл., а не есл (согл+ согл+гл)- отрабатываемый звук должен быть в одних случаях твердым, а в других - мягким (Мила -мыло, зонт-зебра, гласный, произношением которого овладевает ребенок, должен быть ударным в слове.
-слово, содержащее нужный звук, должен стоять в начале или в конце фразы.
2. Очень полезно в игровой ситуации проговаривать стихотворения. Например сначала прочитать, повторить 2-3 раза
" Ой, ладушки -ладушки,испекли оладушки" (закрепление звука а)
3. Дид. /упр типа "Узнай и назови"
4. Повторение чистоговорок, колыбельных песенок "баю-баю-баю Катеньку качаю" и др.
Очень важно занимаясь с ребенком использовать упражнения, способствующие выработке подвижности органов артикуляционного аппарата (языка, губ и т. д.) и в какой то мере обеспечивающие четкое и правильное произношение звука, ознакомление детей с новым звуком или звукоподражанием. Многократное повторение его детьми в процессе выполнения разнообразных заданий. Например, в начале они учатся петь песенку Аленушки, затем показывают горло доктору Айболиту-( "Открой рот, скажи а-а-а, далее учат медвежонка произносить звук а и т. д.
Можно задавать задания на различение звукоподражаний, на воспроизведение заданных взрослым темпа речи, высоты и силы голоса, на отработку свободного. плавного, длительного выдоха,
- упражнять в произнесении звука в словах и фразовой речи.
Дети могут договаривать слова за взрослым в процессе его рассказывания, походу инсценировки, в знакомых стихах. Использовать нужно также дидактические и подвижные игры.