Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Розалия Дильмухаметова
Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 140»

Консультация для педагогов

«Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель первой

квалификационной

категории

Темочки:

Дильмухаметова Р. Р

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли». Н. И. Пирогов

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.

Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственного становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества

С каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. На наш взгляд, воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целенаправленно и систематично, начиная с дошкольного периода. Бесспорно, ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Безусловно, дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества. В результате эмоции, возникающие в ответ на социально значимые события, приобретают в ходе развития определенную общность содержания при всем индивидуальном разнообразии форм проявления эмоциональных состояний.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят

Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25–30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр.) с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективна социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, гражданскую позицию является главной задачей образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования звучат так:

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к самому себе,

-обладает чувством достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

- сопереживать неудачам и радоваться успехам других,

- адекватно проявляет свои чувства, в том числе веры в себя, старается разрешать конфликты.

Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержка индивидуальности и инициативы детей;

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников самостоятельной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе при надлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка, через создание условий для овладения культурными средствами деятельности.

Необходимым условием нравственного развития детей дошкольного возраста является

1. методическое обеспечение

Приведем несколько примеров современных методик и технологии социализации дошкольников:

Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова «Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников» (особо отражены содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей, а также взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах эмоционального развития ребенка) ;

Е. В. Баринова «Учимся дружить» (включены разнообразные формы и виды деятельности детей, направленные на активное и творческое усвоение правил общения и поведения, норм речевого этикета, культурно-гигиенических навыков) ;

- С. В. Конкевич «Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете» (практическое пособие) ;

В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» (представлены теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания, даны материалы для проведения этических бесед) ;

И. А. Пазухина «Давай поиграем!» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей).

2. Соблюдение принципа интеграции нравственного воспитания в различных видах детской деятельности:

в игровой: проведение пальчиковых, дидактических, сюжетно-ролевых, словесных, подвижных, народных и хороводных игр, игр- забав. В организации сюжетно-ролевых игр учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

в продуктивной деятельности: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений

театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)

3. Развивающая предметно-пространственная среда, в которой растёт и развивается ребёнок, имеет первостепенное значение, так как на этом пути для него главным примером для подражания является взрослый. Своим образцом поведения он закладывает у ребёнка основные морально-нравственные нормы. А чтобы помочь ребёнку усвоить эти нормы, сделать их ценными, то педагог использует методы и приёмы формирования нравственных представлений и умений. Такие как этические беседы, объяснение и разъяснение сути нравственных понятий, о том какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы, обсуждение с ребёнком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, личный пример.

Деятельность, предлагаемая детям, должна быть интересной для них. Детей можно заинтересовать: красочностью будущего результата, возможностью овладеть новыми умениями, особыми приемами постановки задач педагогом, возможностей детей, уверенностью в успехе. Возникновение успеха побуждает к настойчивости и воспитывает умение не бросать начатое, достигать цели. Наличие же разного рода затруднений создает условия для накопления опыта. Труд в природе является, важным и обязательным компонентом в развитии творческих способностей ребенка, необходимым средством формирования нравственных качеств.

Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность — задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 октября 2020 в 08:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Розалия Дильмухаметова (УИ 736942) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД