Попова Александра Николаевна
Консультация для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту и лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь ребенку в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи. При отборе произведений народного творчества необходимо руководствоваться общими принципами: соответствие задачам воспитания; возрастная доступность по форме и содержанию, привлекательность, яркость, эмоциональность.
Публикация «Консультация для педагогов „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок,закличек. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества и малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, колыбельные песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки).
Образность языка и юмор являются особенностью этих фольклорных произведений. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Но, в связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки, заклички читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Повторяя несколько раз, ребенок заучивает наизусть текст и начинает сам выразительно передавать содержание, обогащая словарный запас и развивая речевую активность.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как фольклор расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Ценность устного народного творчества заключается в еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру и играет большую роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость эмоциональный отклик у ребенка. Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек и закличек, их ритм, это не только забавляет и радует ребёнка, но и вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Большое значение имеют народные и колыбельные песенки. Народные песенки открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания русской речи и характерную для неё выразительность, образность. Они погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает положительное влияние на детскую душу. Припевки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок, закличек является эффективным средством педагогического воздействия против упрямства, капризов, эгоизма
Так же благоприятное воздействие на развитие речи оказывают на детей пословицы и поговорки. Их называют жемчужинами народного творчества. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Их можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах. К. П. Успенский высоко ценил воспитательное значение пословиц: «Наши пословицы важны тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем так нельзя ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя им значение народных пословиц».
Многие пословицы и поговорки посвящены тому, как и чему, учить и воспитывать детей.
Следующее средство развития речи – это загадки. Загадки являются увлекательным и полезным упражнением для развития памяти, речи, умственных способностей. Дети могут сами придумывать загадки и загадывать их. Мысль в загадке выражается не открыто и прямо, а переносно, причем в иносказательной форме. И что бы дойти до смысла, заложенного в загадке, важно быть очень сообразительным, догадливым, способным преодолеть немалые создаваемые загадкой трудности логического порядка и обладать, по мнению С. Г. Лазутина, довольно «развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением».
Отгадывание загадок требует от ребенка внимательного наблюдения предметов и явлений, четких представлений, понятий обо всем том, что непосредственно окружает его в жизни. А это в свою очередь связано с умением сравнивать, сопоставлять те или иные объекты окружающей действительности, выделять в них общее и в то же время характерное лишь для одного предмета или явления.
Кроме того, загадки способствуют развитию умственной активности.
Ю. Т. Илларионова так определяет значение загадки в развитии детского ума : «Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения».
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в речевую активность. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений
Сказки - являются особой фольклорной формой, основанной на парадоксе реального и фантастического. Знакомя ребенка со сказкой, взрослый должен знать, что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана и чему может научить, удивить или позабавить.
Исходя из этого, знакомство детей с устным народным творчеством способствует развитию речи и обогащению словарного запаса, формирует такие понятия, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», учит проявлять заботу, великодушие к природе. Через устное народное творчество у детей формируются более глубокие представления о жизни и быте людей.
В младшем возрасте закладывается фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Устное народное творчество с детских пор формирует и приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на устном народном творчестве, нам самим это необходимо не сколько не меньше, чем нашем детям!