Екатерина Фролова
Консультация для педагогов «Условия изодеятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 80 о. в»
города Магнитогорска
Старший воспитатель: Фролова Е. В.
2018г.
Подготовка занятия:
Подготовка занятия – это подготовка материала для работы детей, материала для показа и объяснение воспитателя и подготовленность самого воспитателя.
Подготовка материала
1 Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования красками, карандашами и для аппликации. Подписывание ее.
Публикация «Консультация для педагогов „Условия изодеятельности в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Бумага нарезается различной формы и величины в зависимости от того, что дети на ней будут изображать. Для рисования треугольника в средней группе предлагаем лист белой бумаги квадратной формы, размером 12x12 см, а для изображения зимней прогулки нарезаем прямоугольники серого или голубого цвета величиной не менее 30X40 см. Декоративная композиция «Поднос» в подготовительной группе требует большого листа бумаги овальной формы, черного цвета и т. д.
Надписываются листы до занятия, на оборотной стороне, в левом верхнем углу, причем обязательно пишется имя и начальная буква фамилии ребенка, а также дата проведения занятия.
При заготовке бумаги всегда следует иметь 5—10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят
2. Подбор красок и приготовление цветов и оттенков, необходимых для данного занятия. Разлив приготовленных красок в чашечки и установка их в палитры. Все краски во флаконах необходимо заранее проверить и, если требуется, залить водой.
При приготовлении красок накануне занятия нужно в каждую из них добавлять чайной ложкой воду и размешивать щетинной (клеевой) кистью до тех пор, пока не получится ровная сплошная масса консистенции жидкой сметаны.
3. Проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок для воды, наполнение баночек водой.
Воду в банки следует наливать утром в день занятия. Уровень воды не должен превышать верхнего изгиба банки, т. е. быть примерно на 3—4 см ниже верхнего края горла банки. Если воды налить больше, до самого горлышка, то дети при промывании кистей невольно будут расплескивать ее, пачкая рисунки и столы; при малом же количестве воды она быстро загрязняется от красок и ее приходится менять.
4. Проверка и заточка цветных и графитных карандашей (при рисовании карандашом).
5. Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить:
а) подбор натуры или модели;
б) приготовление образца;
в) материал для показа приемов рисования, вырезывания или лепки (бумага, большая кисть, краски, уголь, сангина, глина, большие ножницы, пластилин, кнопки).
Разные занятия по изобразительной деятельности требуют различной методики.
В одних случаях присутствует натура или модель,
в других фигурирует показ приемов изображения, в – третьих необходим образец.
Например, если проводится рисование по натуре ветки с листьями, то необходимо накануне подобрать подходящую веточку и посмотреть, доступна ли она детскому восприятию и изображению, не сложна ли, и если есть что-либо лишнее (например, большое количество листьев, закрывающих друг друга, то удалить это лишнее; продумать, как расположить веточку на бумаге— наклонно, горизонтально или вертикально, чтобы под-черкнуть что-то характерное (например, для березы будет естественным положение ветки сверху вниз, а для ивы — горизонтальное, так как оно лучше выявляет и подчеркивает ее плавную изогнутость); следует обратить внимание и на цвет натуры — как он сочетается с выбранным цветом бумаги, получше подобрать этот фон. Если натурой служит игрушка, надо обдумать, как показать ее таким образом, чтобы подчеркнуть, выявить главное. Например, детям 3—4 лет лучше оставить в башенке из шаров всего 3 шара из 5, но подобрать их так, чтобы разница в размерах бросалась в глаза, была бы хорошо заметна
Если же на занятии потребуется показать приемы изображения, то нужно не только подготовить материал для этого (бумагу, краски, уголь и т. д., но и потренировать накануне руки и глаз, рисуя данное изображение на бумаге нужного размера сначала на столе, а потом и в вертикальном положении, на мольберте, т. е. так, как надо будет это делать перед детьми. При показе всей группе детей следует заменить карандаш углем для художников, сангиной или пастелью, которые оставляют яркий, широкий след на бумаге. Если нужен образец (например, в декоративном рисовании, то его тоже следует сделать заранее, в том же материале, которым будут выполнять работы дети, но большего размера, чем детские, в пределах от 1,3 до 1,5 размера детской работы
Все показы приемов рисования следует вести неторопливо, точными, четкими движениями, со-провождать соответствующим пояснением. Ни в словах, ни в движениях не должно быть ничего лишнего.
Слова, с которыми воспитатель обратится к детям, должны быть просты и точны.
Организация занятия
В организации занятий большую роль играет четкая последовательность этапов работы и распределение обязанностей между воспитателем, няней и детьми.
Целесообразно закрепить за каждым ребенком постоянное место
Самообслуживание следует вводить со второй младшей группы, давая вначале всем детям самые простые поручения, например, принести для себя коробку карандашей или подставку с кисточкой.
По окончании занятия дети должны тихо задвинуть свои стулья и отнести (каждый) на место подставку, кисточку и тряпочку. Рисунки, выполненные карандашами, дети приносят и сразу ставят на стенд, работы же красками лучше оставите на некоторое время на столах для просыхания, а позднее воспитатель ставит их на стенд для просмотра.
Банки с водой и краски составляются воспитателем или няней на стол воспитателя. Сюда же дежурные приносят собранное детьми индивидуальное мелкое оборудование (кисти, подставки и пр., причем кисти для красок, воспитателю целесообразно сразу же промыть начисто под краном, чтобы они не засохли.
Организация процесса занятия
Процесс занятия делится на 3 части:
1) вступительная часть — указания воспитателя, беседа с детьми;
2) руководство процессом выполнения работы
3) заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.
Первая часть занятия. Указания даются на каждом занятии изобразительной деятельностью, будь то рисование с натуры, по замыслу, сюжетное рисование, декоративная работа. В зависимости от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Поэтому в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана. Структура этой части занятия примерно такова:
1. Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.
2. Анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста. Беседа с детьми.
3. Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.
В эти три части каждый раз вкладывается новое содержание. Кроме того, соотношение упомянутых частей меняется: в одних случаях большее место отводится анализу предмета, например, в предметном рисовании, в других — созданию живого, выразительного образа, например, в сюжет-ном рисовании и т. д.
Затем проводится анализ предмета, который дети будут изображать, или образца. Воспитатель задает вопросы - дети отвечают
Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать. Эти указания дает им воспитатель
Заключительная часть занятия. Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. В большинстве случаев она носит характер развернутого анализа, на котором должны быть представлены работы всех детей. Анализ детских работ проводится тотчас же после занятия или после прогулки.
При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой – либо работе.
При оценке сюжетных и многих предметных рисунков, вначале надо сделать акцент на образность, характерность персонажей (самый смешной и веселый Петрушка, замечательная танцующая Матрешка и т. д.) и выразительность действия (лиса подкрадывается, цыплята ловят жука и т. д.).
В рисунках с натуры – на правильность строения предмета.
Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бума-ги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения.
После высказывания детей, заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводит итог занятию