Ольга Демкина
Консультация для педагогов «Эффективная подготовка детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство не просто возрастной период, когда ребенку хочется играть, прыгать, бегать. Детство - это и процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. Разумеется, ребенок об этом и не помышляет, но зато в этом направлении движутся его развивающие силы. Однако сам ребенок не в состоянии завершить процесс взросления. Ему должны прийти на помощь взрослые, заботящиеся о нем, дающие ему знания и опыт.
Публикация «Консультация для педагогов „Эффективная подготовка детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Изменения в социально - экономической сфере нашего общества предопределили повышения внимания к проблемам образования. Родители думающие о будущем своих детей, прежде всего о том, кем они станут, предъявляют все более высокие требования к образовательным учреждениям, в том числе к качеству учебно - воспитательной работы в школе и подготовке к ней в детском саду. Учебная деятельность ребенка к школе зависит от того, какую подготовку ему дадут в дошкольном образовательном учреждении.
Что же такое готовность к обучению, готовность к школе, из чего она складывается, чем определяется?
Ученые педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики предлагали немало способов определения готовности ребенка к обучению.
В отечественной психологии и педагогике проблему готовности изучали в различных аспектах. Так, в Институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук под руководством А. В. Запорожца ученые (JI.A. Венгер, Ф. А. Сохин, JI.E. Журова, Т. В. Тарунтаева и другие) выделяли два больших блока: общий и специальный. К общему авторы относили готовность физическую, личностную, интеллектуальную, к специальному - подготовку к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую как приобретение детьми первоначальных навыков чтения и счета, так и общее развитие.
Таким образом, подготовка к школе - сложный процесс.
Что же входит в понятие «готовность к школьному обучению»?
Рассмотрим общий блок готовности ребенка к школе.
Какие же составляющие входят в набор "школьной готовности"?
Личностная готовность. Личностная готовность предполагает также определенное отношение к себе. Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать свое поведение. Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе. В то же время, настраивайте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.
Мотивационная готовность (Выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям) предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний.
Главным показателем готовности к школе является мотивация, т. е. желание учиться. Мотивация может быть социальной: желание ребенка играть социальную роль «ученика» (иметь все соответствующие атрибуты, такие как портфель, тетрадь, учебники, ощущать себя взрослым, школьником. Мотивация может быть познавательной, связанной непосредственно с познавательными интересами ребенка и учением.
Для готового к школе ребенка характерно проявление и социальной, и познавательной мотивации. Полное отсутствие социальной мотивации так же плохо, как и отсутствие познавательной.
Предпосылки возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
Как показывает практика, эта позиция не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться, получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни : новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки и пр., желание получать отметки. И лишь позднее может появиться желание именно учиться, узнавать в школе что-то новое. И ребенку необходимо помочь выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни.
В этом случае взрослые должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, ответственное отношение к учебе и, естественно, положительную мотивацию - к учебной деятельности,
Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, необходимо предоставить ему больше самостоятельности в действиях.
И теперь хвалить его не за каждый шаг, а хвалите только за готовый результат (в школе его не будут хвалить за каждую мелочь). Не пугать ребенка школой. Интеллектуальная готовность – это показатель уровня развития познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребенку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.
Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка задавать вопросы, рассуждать, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира, расширять кругозор, развивать любознательность и речь.
Таким образом, интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, устанавливать связи между явлениями и событиями, развитие памяти, кругозора, речи).
Развитие эмоционально-волевой готовности на прямую связано со становлением регулятивной функции психики.
Эмоционально - волевая готовность включает в себя:
1. произвольность поведения, позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития.
Д. Б. Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив следующие параметры:
– умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способу действия.
– умение ориентироваться на заданную систему требований.
– умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
– умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
2. формирование основных элементов волевого действия, постановка цели, принятие решения, построение плана действия, его выполнение, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.
3. начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.
Таким образом, формируются волевые качества, которые позволяют ребенку успешно выполнять различные задания. Так дети становятся способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия и поступка.
Физиологическая готовность к школе.
Она определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определённым критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояния здоровья ребёнка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Необходимо помнить о том, что с началом обучения резко возрастает нагрузка на организм ребёнка. Систематическая учебная работа, большой объём новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменения привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требует значительного напряжения умственных и физических сил ребёнка. Все дети, поступающие в первый класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребёнок считается готовым к школьному обучению, если по физическим показателям он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
Часто можно услышать, что ребенок психологически готов или не готов к школе.
Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие школьно-значимых психологических функций:
- развитие тонкой моторики, мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно ориентироваться в пространстве, определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
- координация в системе глаз - рука (ребенок должен правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг, а в школе и с доски);
Придя в школу, ребенок часто испытывает страхи:
• Страх ошибки на уроке.
• Страх насмешки сверстников.
• Страх наказания и утраты расположения взрослых.
Обозначенные выше компоненты психологической готовности создают основу для формирования у ребенка качеств, необходимых для успешного усвоения программного материала в школе, а также для предпосылок формирования учебной деятельности.
Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе, когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также, школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и с родителями, ведь детский сад очень плотно взаимодействует с родителями. Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.