Пермякова Оксана
Консультация для педагогов «Влияние сюжетно-ролевой игры на целостное развитие ребёнка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий вид деятельности -это игра. Как говорил В. В. Сухомлинский «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Что же такое сюжетно-ролевая игра? - это игры, в которых дети берут на себя роль, передавая ее характер, действуют по заданному сюжету или сами его создают.
Публикация «Консультация для педагогов „Влияние сюжетно-ролевой игры на целостное развитие ребёнка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Важным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом, он не просто называет себя именем соответствующего взрослого «Я - строитель», «Я - врач». Ребенок действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Любая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол. Все эти «возможности» сюжетно-ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.
Усложнение содержания сюжетно-ролевых игр детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте :
В раннем дошкольном возрасте игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители.
В конце второго года жизни появляются игры с воображаемыми предметами, например, девочка кормит куклу воображаемыми кашей и молоком из чашек. У малыша еще слабо развито воображение и ему самому трудно придумать, как лучше изобразить предмет, однако при небольшой помощи воспитателя игра проходит весьма успешно. У ребенка рано возникает потребность в обществе для игры. Он приносит взрослым или другим малышам свои игрушки, предлагая с ним поиграть. На третьем году жизни в играх уже появляются игровые роли. Задача воспитателя ненавязчиво влиять на воображение и чувства ребенка, показав небольшой пример для подражания или напомнив какую - либо ситуацию.
Основное содержание игр детей 2-3 лет: изображение домашнего труда, лечение кукол и зверей, поездки на транспорте, катание в колясках кукол, игрушек, подражание различным животным, игры со строительным материалом. Однако внимание малыша от одного действия очень быстро может переключиться на другое, например, ребенок катает в коляске мишку, и вдруг видит, что другие дети ставят стульчики, чтоб играть в автобус, коляска с мишкой моментально забывается, и начинается другая игра.
Младший дошкольный возраст (3–4 года)
На границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Ребенок четвертого года жизни учится отражать в играх несложный сюжет. Продолжительность игры у детей 3-4 лет составляет всего 10-15 минут.
В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Дети начинают проявлять более активный интерес к игровому
взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками. В средней группе дети способны до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. Дети умеют использовать различные предметы заместители, осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые игровые действия других играющих («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»).
Старший дошкольный возраст (5–7 лет)
Игры старших дошкольников отличаются разнообразием тематики и содержания. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, планируют развитие содержания.
Прежде, чем начинать играть в сюжетно-ролевую игру необходима предварительная работа: это может быть беседа, рассматривание иллюстраций…. изготовление атрибутов-замистителей. (если это например, игра больница- дети вместе с воспитателем из цветного картона вырезают таблетки и упаковывают их)
Делая вывод, можно сказать, что: сюжетно-ролевая игра влияет на умение анализировать свои поступки, действия в игре; формируется такие качества, как честность, искренность, сочувствие; развивается речь; играя, ребёнок приобретает новые знания. Не отталкивайте детей, а играйте с ними, чтобы у детей не пропадал интерес к играм.