Бачагова Анжелика Николаевна
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального профессионального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром эмоционального (профессионального) выгорания (СЭВ) - понятие, введенное в психологию более 40 лет назад американским психиатром Фрейденбергом - это проявляющееся нарастающее эмоциональное истощение.
Публикация «Консультация для педагогов „Синдром эмоционального профессионального выгорания“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
В XXI веке, во времена возрастающих требований к личности педагога и его профессионализму, синдрому профессионального выгорания в образовательных учреждениях уделяется все больше внимания. СЭВ чаще всего подвержены педагоги старшего поколения (40 лет и старше). У таких работников заметно снижается интерес к работе, проявляется профессиональная усталость, нежелание развиваться и принимать что-то новое, нарастает негативное отношение ко всем субъектам образовательного процесса. По многочисленным исследованиям как зарубежных, так и российских ученых известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у других представителей профессии типа "человек-человек" (это и менеджеры, и банкиры, и директора, и президенты ассоциаций). А по данным НИИ медицины труда, к таким психическим расстройствам как неврозы, связанные с профессиональной деятельностью, склонны чуть менее 60% педагогов.
Сфера деятельности преподавателя связана с большим количеством напряженных ситуаций. В образовательном процессе воспитанники часто не соблюдают правила поведения, между ними нередко возникают непредвиденные конфликтные ситуации, учащиеся могут не понимать объяснений преподавателя и другие ситуации. Профессиональное общение с коллегами и руководством также может быть связано с конфликтами по поводу нагрузки, чрезмерного контроля со стороны руководства, перегруженностью различного рода поручениями, неясной постановкой целей и задач в рабочем процессе. И с родителями учащихся не всегда возможно найти общий язык касательно учебы детей, их поведения. В подобных ситуациях педагоги испытывают стресс и напряженность, связанную с необходимостью принять правильное и ответственное решение в сжатые сроки. В психологии и медицине хорошо известно, как пагубно действует на здоровье и психику человека длительный стресс.
Необходимость в профессии педагога "сохранять лицо", т. е. в любых ситуациях сдерживать вспышки недовольства, отчаяния, тревоги, раздражения повышают внутреннее эмоциональное напряжение, что, в свою очередь, губительно сказывается на здоровье педагога. Ряд заболеваний, таких как язва желудка, астма, гипертония, уже относят к профессиональным заболеваниям преподавателей. В этой связи все чаще в последнее время психологи говорят о синдроме профессионального выгорания. Данный синдром обусловлен целым рядом факторов: это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к увеличению трудового времени за счет работы на дому, и недовольство своим социальным статусом, и, часто, отсутствие условий для самореализации и самовыражения.
В психологии есть понятие - "повседневный психический потенциал человека". И не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека с состоянию стресса и напряжения, превышающего этот потенциал. В состоянии стресса наиболее опасным для человека является состояние незащищенности, неизвестности и беспомощности, так характерное для современного педагогического работника. Как следствие таких состояний, педагог испытывает апатичность, чувство хронической усталости, подавленности, а иногда и проявляет грубость, несдержанность. Эмоциональные взрывы не приносят облегчения, а наоборот, заставляют его испытывать чувство вины, так как профессиональный долг обязывает держать себя в руках. Тогда проявляется другая крайность - равнодушие. В свою очередь, эти две реакции - агрессия и равнодушие - становятся причиной стресса учащихся.
Понятие профессионального выгорания.
Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне постоянного стресса и ведет к истощению эмоциональных, личностных и энергетических ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального (эмоционального) выгорания – самая опасная профессиональная болезнь типа профессий "человек-человек" : педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров всех уровней, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность тесно связана с общением. Не зря первая исследовательница этого явления К. Маслач назвала свою книгу: "Эмоциональное выгорание - плата за сочувствие".
Синдром профессионального выгорания возникает вследствие внутреннего накопления негативных эмоций без соответствующей "разрядки", или "освобождения" от них. Оно ведет к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции Г. Селье, профессиональное, или эмоциональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.
Предпосылки и особенности профессионального выгорания у педагогов.
По определению Н. Водопьяновой, СЭВ - это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.
Состоянию рассматриваемого синдрома обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия:
- чувства: апатия, подавленность, беззащитность, отсутствие мотивации, боязнь ошибиться, боязнь неопределенности и неконтролируемых ситуаций, боязнь показаться слабым, страх быть недостаточно совершенным;
- мысли: о несправедливости жизненных обстоятельств, недовольстве занимаемым положением в обществе, недооцененности окружающими собственных трудовых усилий, собственном несовершенстве;
- действия: резкие высказывания в сторону окружающих и себя (такие как критика, желание быть замеченным или, наоборот, скрыться от всех, стремление к перфекционизму или, наоборот, совсем не стараться при выполнении рабочих задач.
Естественно, что определенные перечисленные характеристики можно назвать факторами риска в плане появления СЭВ.
Но одним из наиболее существенных факторов можно выделить заниженное чувство собственного достоинства. Следовательно, для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворенность своим социальным статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей более успешных. Их достижения оцениваются как случайность, также, как и собственная невозможность добиться их успеха.
Из низкой самооценки вытекает трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма - стремления все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов и оценки труда может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои переживания до поиска виновных и направления в их адрес резких вспышек агрессии.
Следующая особенность - склонность к интроверсии - "самокопанию", направленности интересов на собственный внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная замкнутость, формализация контактов. Любая ситуация, когда необходимо выйти из роли, например, поучаствовать в спортивном празднике или приоткрыться на предстоящем тренинге вызывает сильную тревогу вплоть до все тех же вспышек агрессии.
Чаще всего, такие люди тяжело перестраивают свои планы на жизнь, стереотипы поведения, поэтому самостоятельно редко справляются с проблемой профессионального выгорания. И следующим этапом развития этого симптома может стать появление различного рода психосоматических заболеваний.
Стадии профессионального выгорания.
Синдром профессионального выгорания в своем развитии проходит три стадии (фазы).
Отечественный исследователь данного феномена В. В. Бойко выделял следующие три фазы эмоционального выгорания :
1 стадия - фаза напряжения. Тревожное (нервное) напряжение служит запускающим механизмом или "предвестником" в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер (т. е. усиливается со временем, что обусловлено постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Фаза напряжения начинается с приглушения эмоций, сглаживания остроты чувств и свежести переживаний; специалист вдруг замечает: вроде бы пока все нормально, но. скучно и пусто на душе. Положительные эмоции постепенно исчезают, на смену им приходит все большая отстраненность в отношениях с коллегами и членами семьи. Проявляется состояние тревожности, неудовлетворенности собой и занимаемым положением. Приходя домой, человеку все чаще хочется сказать: "Не трогайте меня! Оставьте меня в покое!"
2 стадия - фаза резистенции (сопротивления нарастающему напряжению). На этом этапе специалист с переменным успехом пытается оградить себя от травмирующих впечатлений. Возникают недоразумения с учащимися, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением отзываться о некоторых из них. Пренебрежение постепенно начинает проявляться в сторону учеников - сначала это с трудом сдерживаемая неприязнь, затем это проявляется в виде вспышек раздражения. Но подобное поведение специалиста - это неосознаваемое им самим проявление защитных функций психики - самосохранение при общении, превышающем безопасный для организма порог.
3 стадия - фаза истощения. Третья фаза характеризуется оскудением психических ресурсов, ослаблением нервной системы и общим падением энергетического тонуса. Представления о жизненных ценностях притупляются, проявление эмоционального отношения к миру снижается, в человеке проявляется опасное равнодушие ко всему, порой и к собственной жизни. Внешне такое человек может сохранять некоторую респектабельность и некоторый апломб, но блеск интереса к чему бы то ни было в глазах пропадает. В душе профессионала поселяется почти физически ощутимый холод безразличия.
Литература:
1. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного
поведения в профессиональной деятельности / Г. С. Корытова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4. – С. 29-32.
2. Кошелев А. Н. Синдром «белого воротничка» или профилактика
«профессионального выгорания». – М. : ГроссМедиаФерлаг, 2008. – 240 с.
3. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя /Н. В. Кузьмина. - (2 изд.) – М. : Знание, 2010. – 132 с.
4. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса : от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 2.
5. Леонова А. Б. Психическая надежность профессионала и современные технологии управления стрессом // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2007. – № 3.
6. Леонова А. Б., Качина А. А. Особенности синдромов профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса // Психология психических состояний. Вып. 6 / под ред. А. О. Прохорова. – Казань: Издво КГУ, 2006.
7. Лешукова Е. А. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. //Вестник РАТЭПП, 1995. - № 1. — С. 36-47
8. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3-16.
9. Малышев, И. В. Профилактика психического здоровья и дезадаптационных проявлений личности на ранних этапах эмоционального выгорания [Текст] / И. В. Малышев // Ученые зап. Пед. ин-та Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. Сер. : Психология. Педагогика. – 2008. – Т. 1, № 3 –4. С. 33–41 (1.1 п. л.)