Получи документы

Семинар-практикум для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»

Ольга Шавылдай
Семинар-практикум для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Утверждено:

Заведующий МБДОУ д / с «Салгал»

___/ Салчак Е. Д. /

Семинар - практикум

«Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ».

Провела

старший воспитатель: Шавылдай О. Б.

Сесерлиг-2025г

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ».

Цель: усилить педагогическую компетентность и творческий потенциал воспитателей детского сада "Салгал" для воспитания патриотизма у дошкольников, а также развивать взаимодействие между педагогами детского дошкольного учреждения.

Задачи:

- систематизировать знания воспитателей детского сада в вопросах патриотического воспитания дошкольников;

Темочки:

- развивать полученные знания и умения в различных видах игровой и творческой деятельности;

- воспитывать любовь к Родине и родному краю Республике Тыва и России в целях патриотического воспитания;

- расширять познавательный потенциал воспитателей детского сада.

Актуальность: Воспитание патриотизма у дошкольников имеет огромное значение, поскольку оно, в том числе, формирует у ребёнка чувство гражданственности и ответственности за свою Родину. Кризисные явления в экономике, культуре, политике, а также в других сферах жизни способствовали усилению негативных тенденций в патриотическом воспитании дошкольников. Однако именно патриотическое воспитание выступает главным направлением воспитательного процесса в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. В свете последних событий в России и в мире особенно важно воспитывать и развивать личность ребёнка в патриотическом ключе. В этой связи, проблема воспитания патриотизма как у дошкольников, так и у детей более взрослого возраста, становится важнейшей и актуальной проблемой. Новые подходы к решению этой проблемы представляют собой составные элементы единого воспитательного процесса.

Предварительная работа:

Проанализировать необходимую литературу по патриотическому воспитанию дошкольников, методические рекомендации для педагогов ДОУ, подготовить специальные задания и викторину с вопросами, а также разработать презентацию по выбранной теме.

План семинара-практикума.

* Актуальность выявленной проблемы.

* Дискуссия на тему "Что мы знаем о патриотизме".

* Игра-викторина «Знатоки родной земли Сесерлиг»

* Презентация «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста»

* История села Сесерлиг «Село моё родное».

Ход семинара:

Старший воспитатель:

- Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы проводим семинар-практикум на тему «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ». Наш сегодняшний семинар направлено на то, чтобы выявить компетентность каждого педагога в сфере патриотического воспитания дошкольников, поделиться имеющимся опытом использования средств и методов воспитательной деятельности по вопросам патриотического воспитания, а также приобрести новые знания по теме нашего семинара в ходе совместной деятельности воспитателей нашего детского сада "Салгал".

Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен, в том числе, и на патриотическое воспитание каждого дошкольника как важнейшую часть его дошкольного воспитания. Как известно, в дошкольном возрасте дети достаточно отзывчивы на новые знания, эмоционально открыты и любознательны, что позволяет педагогу ДОУ использовать эти качества в процессе нравственного и духовного воспитания. Именно дошкольный возраст позволяет воспитателю заложить у детей нравственную, эмоциональную и чувственную основу для их успешной адаптации в социуме. В это время ребёнок развивает своё мышление, начинает осознавать себя как субъект коммуникации, чувствовать себя полноправным участником совместного общения. Именно в этот период дошкольник подвержен как психологическому, так и эмоциональному воздействию со стороны педагога, поэтому важно использовать это свойство для дальнейшего развития его образного восприятия, в том числе и при воспитании чувства патриотизма и любви к Родине.

К сожалению, надо отметить постепенное снижение воспитательного уровня сегодняшней молодёжи. Активно пользуясь интернетом и социальными сетями, подрастающее поколение не видит примеров патриотического отношения к своему родному краю, поскольку содержащаяся в них информация заполнена крайне негативным контентом, что оказывает отрицательное влияние на умы молодых людей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим, мы можем наблюдать существенное снижение духовного и нравственного развития личности, недостаточную сформированность патриотических качеств детей.

Патриотическое воспитание по праву считается достаточно сложным и трудоемким видом деятельности педагога ДОУ, поскольку привить любовь к Родине и родному краю может только педагог, который сам отличается высоким уровнем патриотической культуры и делающий всё возможное, чтобы сформировать такой же уровень у своих воспитанников.

Таким образом, задача патриотического воспитания в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с происходящими событиями в стране и мире.

Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».

1. Что означает термин “Патриотизм?”

Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к Родине, но и готовность её защищать, а преданность отечеству означает стремление каждого гражданина страны служить её интересам и быть готовым сделать всё возможное для её развития и процветания.

2. Что же такое патриотическое воспитание?

Воспитание патриотизма - это целенаправленная и регулярная деятельность органов государства, а также общественных, некоммерческих организаций и руководящих лиц страны по формированию у российских граждан патриотической культуры, национального правосознания и готовности защищать свою родину при выполнении конституционного долга по защите государства и его национальных интересов.

Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования патриотического сознания у каждого гражданина нашей страны.

3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Психологи считают, что именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для воспитания у ребёнка чувства патриотизма, которое начинает формироваться вначале с любви к своей семье, родным и близким, а затем формируется чувство любви к своему городу, родному краю и стране, в которой он живёт. В этом возрасте ребёнок абсолютно доверяет взрослым, а тем более своему педагогу, он эмоционально отзывчив, достаточно внушаем и пытается подражать взрослым. Поэтому любая информация, полученная ребёнком в дошкольном возрасте, прочно усваивается им на всю жизнь.

Однако заметим, что сформированные в детстве личностные качества не всегда остаются неизменными, в более позднем возрастном периоде они могут меняться под воздействием внешней среды, особенно негативной. Однако начатки гуманизма, духовности, нравственности, трудолюбия и патриотизма зарождаются именно в раннем возрасте. Таким образом, целью раннего патриотического воспитания детей выступает формирование и дальнейшее развитие любви к своей семье, к Родине, к своему отечеству и согражданам.

Важнейшими средствами патриотического воспитания являются систематические занятия с детьми на темы, связанные с историей родной страны, её духовными и нравственными ценностями, а также чтение книг на патриотические темы, в том числе связанные с Великой Отечественной войной и участием нашего государства в разгроме немецко-фашистских захватчиков.

4. Определите задачи патриотического воспитания.

Формировать у детей уважение и любовь к семейным ценностям, окружающим людям, родному городу и стране;

Воспитывать у ребёнка желание принимать участие в массовых мероприятиях по благоустройству территории детского сада, родного двора, и улиц своего города;

Учить ребёнка заботиться о своих родных и близких людях, сверстниках, бабушках и дедушках;

Воспитывать любовь и уважение к любому труду, независимо от его значимости и важности;

Воспитывать интерес к традиционным ценностям своей страны, а также их охране и защите;

Учить бережному отношению к природе и природным ресурсам;

Объяснять значение государственных символов, воспитывать в детях уважение к ним;

Знакомиться с историей родного края и страны;

Научить ребёнка уважать чужие традиции и культуру.

5. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника.

Цель каждого педагога дошкольного образовательного учреждения при воспитании патриотизма в детях - во-первых, самому быть настоящим патриотом своей страны, и, во-вторых, передать свои патриотические знания и опыт подрастающему поколению в доступной познавательной форме, используя эффективные средства и методы, а также принцип развивающего обучения, нацеленный на всестороннее развитие личности дошкольника.

6. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя, и детей.

К организованным формам патриотического воспитания можно отнести:

- познавательные занятия, включающие в себя комплекс различных видов деятельности;

- разнообразные экскурсии на тему известных памятных дат истории страны;

- наблюдения.

Формы совместной деятельности педагога ДОУ и дошкольников могут включать:

- беседы с детьми о родном городе и о родной стране;

- рассказы педагога с подробными объяснениями и показом необходимых объектов;

- коллективное творчество, в том числе, изображение тех или иных объектов на патриотическую тему;

- обсуждение с детьми наиболее интересных рисунков;

- разучивание патриотических песен и стихотворений, чтение сказок на военно-патриотические темы;

- ознакомление дошкольников народным творчеством;

- участие в общественно-полезном труде, в том числе с родителями;

- обязательное награждение детей за активное участие во всех проведённых мероприятиях;

- демонстрация воспитателем на личном примере общественно-полезных действий, информирование детей о своих патриотических взглядах;

- совместное проведение различных спортивных и военно-патриотических игр.

7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

Нужно всегда помнить, что воспитатель является для детей образцом для подражания и поэтому педагогу важно вести себя безупречно с тем, чтобы показывать пример подрастающему молодому поколению. Воспитатель обучает детей правилам жизни в социуме, расширяя их кругозор и формируя у них духовные и нравственные качества. Патриотическое воспитание детей педагог, как правило, реализует в совместной деятельности с родителями и ближайшими родственниками своих воспитанников, которая базируется на основе главного принципа - координации совместных усилий детского образовательного учреждения и семьи.

Для достижения целей патриотического воспитания педагоги ДОУ совместно с родителями детей проводят: общие собрания, семинары, индивидуальные консультации, праздники, Дни открытых дверей, разнообразные досуговые занятия, в том числе совместно оформляют фотостенды на тему патриотического воспитания.

Игру-викторину «Знатоки родной земли»

Для начала поделимся на 2 команды: «Россияночка» и «Кызылчане». Жюри будет оценивать ваши правильные и быстрые ответы жетонами: заведующий ДОУ.

1. Путешествие в прошлое России

• Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (это стол – поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него).

• Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? (Березу – считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и защищает от молнии).

• В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы? (Зимой, в крещенские морозы, когда древесина становилась сухой).

• Назовите имена русских былинных богатырей, которых вы знаете. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка). Есть богатыри, более приближающиеся к образам сказочным, чем былинным: Вольга Святославович, Микула Селянинович, Святогор-богатырь, Ставр Годинович.

• Назовите марийских богатырей. (Чоткар, Ненчык патыр, Онар, Кокша, князь-воин Чумбылат, сотенный князь горных мари Акпарс, Акпатыр).

2. Русский и тувинские народные костюмы

• Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник, 1 слайд);

• Мужская рубаха, разрез ворота у которой был сбоку? (Косоворотка, 2 слайд);

• Как называется крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длинной до колен? (Зипун, 3 слайд);

• Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка, 4 слайд);

• Из какой ткани изготавливали тувинские костюмы (шелк, шкур 5 слайд);

• Тувинская одежда с общими чертами каких тюркских народов перекликается? (одеждой Монголии, Китай, 6 слайд);

Игра «Кто быстрее»? Команды должны собрать разрезные картинки (русское и тувинское платье, 8 слайд);

3. Природа родного края

С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою.

Задание «Что лишнее?»

• Назовите лишнее животное, которое не водятся у нас в Тыве: лось, выдра, рысь, бобр, крот, калан, куница, (Калан – морская выдра обитает в северной части Тихого океана России, США, Канады, 9 слайд).

• Исключите лишние лекарственное растение, которое не растет в нашей республике Тыва: зверобой, чистотел, мята, полынь, лимонник, пустырник (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток, 10 слайд).

Игра «Заплети косу». На кольце закреплены три атласные ленты. Надо заплести из них косичку, взявшись за концы лент; один игрок держит кольцо, трое – передвигаются. Кто быстрее заплетет?

Задание «Черный конверт».

• В конверте находятся 3 рисунка, по которым надо отгадать животное, обитающее в нашей республике Тыва. Задание для первой команды: карточки с изображением 1) зачеркнутое солнце, 2) нарисован ворс прямо, под углом 90 градусов, без наклона, 3) дождевые черви и облизывающийся смайлик.

• Задание для другой команды: 1) зачеркнутое солнце, 2) нарисованное крыло на руке, 3) схема эхолокации. Отгадайте, какое животное зашифровано. (11 слайд).

Ответы к заданию «Черный конверт» (КРОТ, ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, 12 слайд)

4. Перечислите пословицы о Родине.

- Всякому мила своя сторона.

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

- Родина – мать, умей за нее постоять. -Где родился – там и пригодился.

-Родной куст и зайцу дорог.

-Береги землю родимую, как мать любимую.

-Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

-Родину-мать умей защищать.

-Тот герой, кто за Родину горой.

-Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.

-Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

-Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.

-Человек без Родины, как соловей без песни.

5. Государственные символы. (Вопросы поочередно задавать командам).

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство.)

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .

3. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, эмблемы. (Флаг, 13 слайд).

4. Что означают цвета Российского флага?

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

5. Официальная эмблема государства? (Герб, 14 слайд).

Что обозначает орел на гербе? (Орел символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, сохраняя государство, смотрит и на Запад, и на Восток. Над орлом три короны. Корона на голове орла - символ законности.)

6. Что означает государственный гимн? Государственный гимн (также национальный гимн, национальная песня) — торжественная патриотическая музыкальная композиция, признанная правительством страны одним из государственных символов в качестве официальной национальной песни.

7. Кто композитор российского гимна? (Музыка современного российского гимна были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров в 1939г. 15 слайд). 8. Кто автор слов российского гимна? Основа текста также была позаимствована из гимна СССР на стихи Сергея Михалков и Габриэля Эль-Регистан. 30 декабря 2000г. указом президента Путина В. В. был утверждён обновленный текст гимна РФ. (16 слайд).

Жюри подводит результаты игры. Сувениры вручить обеим командам.

Презентация «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы). Подготовила Шавылдай О. Б.

История села Сесерлиг.

Село Сесерлиг – одно из самых старинных сел Пий-Хемского района.

С 1931г. на территории Доргун располагались араты с юртами. А позже переехали по русле реки Сесерлиг и начали там строить дома жили аймаки Салчаков и Маады. Араты начали построить школу 1939г.

Сейчас в нынешнее время есть школа садик, фельдшерский пункт, дом культуры, администрация села. Магазины.

Публикации по теме:

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: уточнение и закрепление знаний участников семинара-практикума.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»
Опубликовано: 19 февраля 2025 в 10:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шавылдай (УИ 376921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД