Ольга Шавылдай
Семинар-практикум для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждено:
Заведующий МБДОУ д / с «Салгал»
___/ Салчак Е. Д. /
Семинар - практикум
«Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ».
Провела
старший воспитатель: Шавылдай О. Б.
Сесерлиг-2025г
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ».
Цель: усилить педагогическую компетентность и творческий потенциал воспитателей детского сада "Салгал" для воспитания патриотизма у дошкольников, а также развивать взаимодействие между педагогами детского дошкольного учреждения.
Задачи:
- систематизировать знания воспитателей детского сада в вопросах патриотического воспитания дошкольников;
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- развивать полученные знания и умения в различных видах игровой и творческой деятельности;
- воспитывать любовь к Родине и родному краю Республике Тыва и России в целях патриотического воспитания;
- расширять познавательный потенциал воспитателей детского сада.
Актуальность: Воспитание патриотизма у дошкольников имеет огромное значение, поскольку оно, в том числе, формирует у ребёнка чувство гражданственности и ответственности за свою Родину. Кризисные явления в экономике, культуре, политике, а также в других сферах жизни способствовали усилению негативных тенденций в патриотическом воспитании дошкольников. Однако именно патриотическое воспитание выступает главным направлением воспитательного процесса в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. В свете последних событий в России и в мире особенно важно воспитывать и развивать личность ребёнка в патриотическом ключе. В этой связи, проблема воспитания патриотизма как у дошкольников, так и у детей более взрослого возраста, становится важнейшей и актуальной проблемой. Новые подходы к решению этой проблемы представляют собой составные элементы единого воспитательного процесса.
Предварительная работа:
Проанализировать необходимую литературу по патриотическому воспитанию дошкольников, методические рекомендации для педагогов ДОУ, подготовить специальные задания и викторину с вопросами, а также разработать презентацию по выбранной теме.
План семинара-практикума.
* Актуальность выявленной проблемы.
* Дискуссия на тему "Что мы знаем о патриотизме".
* Игра-викторина «Знатоки родной земли Сесерлиг»
* Презентация «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста»
* История села Сесерлиг «Село моё родное».
Ход семинара:
Старший воспитатель:
- Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы проводим семинар-практикум на тему «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ». Наш сегодняшний семинар направлено на то, чтобы выявить компетентность каждого педагога в сфере патриотического воспитания дошкольников, поделиться имеющимся опытом использования средств и методов воспитательной деятельности по вопросам патриотического воспитания, а также приобрести новые знания по теме нашего семинара в ходе совместной деятельности воспитателей нашего детского сада "Салгал".
Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен, в том числе, и на патриотическое воспитание каждого дошкольника как важнейшую часть его дошкольного воспитания. Как известно, в дошкольном возрасте дети достаточно отзывчивы на новые знания, эмоционально открыты и любознательны, что позволяет педагогу ДОУ использовать эти качества в процессе нравственного и духовного воспитания. Именно дошкольный возраст позволяет воспитателю заложить у детей нравственную, эмоциональную и чувственную основу для их успешной адаптации в социуме. В это время ребёнок развивает своё мышление, начинает осознавать себя как субъект коммуникации, чувствовать себя полноправным участником совместного общения. Именно в этот период дошкольник подвержен как психологическому, так и эмоциональному воздействию со стороны педагога, поэтому важно использовать это свойство для дальнейшего развития его образного восприятия, в том числе и при воспитании чувства патриотизма и любви к Родине.
К сожалению, надо отметить постепенное снижение воспитательного уровня сегодняшней молодёжи. Активно пользуясь интернетом и социальными сетями, подрастающее поколение не видит примеров патриотического отношения к своему родному краю, поскольку содержащаяся в них информация заполнена крайне негативным контентом, что оказывает отрицательное влияние на умы молодых людей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим, мы можем наблюдать существенное снижение духовного и нравственного развития личности, недостаточную сформированность патриотических качеств детей.
Патриотическое воспитание по праву считается достаточно сложным и трудоемким видом деятельности педагога ДОУ, поскольку привить любовь к Родине и родному краю может только педагог, который сам отличается высоким уровнем патриотической культуры и делающий всё возможное, чтобы сформировать такой же уровень у своих воспитанников.
Таким образом, задача патриотического воспитания в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с происходящими событиями в стране и мире.
Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».
1. Что означает термин “Патриотизм?”
Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к Родине, но и готовность её защищать, а преданность отечеству означает стремление каждого гражданина страны служить её интересам и быть готовым сделать всё возможное для её развития и процветания.
2. Что же такое патриотическое воспитание?
Воспитание патриотизма - это целенаправленная и регулярная деятельность органов государства, а также общественных, некоммерческих организаций и руководящих лиц страны по формированию у российских граждан патриотической культуры, национального правосознания и готовности защищать свою родину при выполнении конституционного долга по защите государства и его национальных интересов.
Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования патриотического сознания у каждого гражданина нашей страны.
3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Психологи считают, что именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для воспитания у ребёнка чувства патриотизма, которое начинает формироваться вначале с любви к своей семье, родным и близким, а затем формируется чувство любви к своему городу, родному краю и стране, в которой он живёт. В этом возрасте ребёнок абсолютно доверяет взрослым, а тем более своему педагогу, он эмоционально отзывчив, достаточно внушаем и пытается подражать взрослым. Поэтому любая информация, полученная ребёнком в дошкольном возрасте, прочно усваивается им на всю жизнь.
Однако заметим, что сформированные в детстве личностные качества не всегда остаются неизменными, в более позднем возрастном периоде они могут меняться под воздействием внешней среды, особенно негативной. Однако начатки гуманизма, духовности, нравственности, трудолюбия и патриотизма зарождаются именно в раннем возрасте. Таким образом, целью раннего патриотического воспитания детей выступает формирование и дальнейшее развитие любви к своей семье, к Родине, к своему отечеству и согражданам.
Важнейшими средствами патриотического воспитания являются систематические занятия с детьми на темы, связанные с историей родной страны, её духовными и нравственными ценностями, а также чтение книг на патриотические темы, в том числе связанные с Великой Отечественной войной и участием нашего государства в разгроме немецко-фашистских захватчиков.
4. Определите задачи патриотического воспитания.
Формировать у детей уважение и любовь к семейным ценностям, окружающим людям, родному городу и стране;
Воспитывать у ребёнка желание принимать участие в массовых мероприятиях по благоустройству территории детского сада, родного двора, и улиц своего города;
Учить ребёнка заботиться о своих родных и близких людях, сверстниках, бабушках и дедушках;
Воспитывать любовь и уважение к любому труду, независимо от его значимости и важности;
Воспитывать интерес к традиционным ценностям своей страны, а также их охране и защите;
Учить бережному отношению к природе и природным ресурсам;
Объяснять значение государственных символов, воспитывать в детях уважение к ним;
Знакомиться с историей родного края и страны;
Научить ребёнка уважать чужие традиции и культуру.
5. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника.
Цель каждого педагога дошкольного образовательного учреждения при воспитании патриотизма в детях - во-первых, самому быть настоящим патриотом своей страны, и, во-вторых, передать свои патриотические знания и опыт подрастающему поколению в доступной познавательной форме, используя эффективные средства и методы, а также принцип развивающего обучения, нацеленный на всестороннее развитие личности дошкольника.
6. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя, и детей.
К организованным формам патриотического воспитания можно отнести:
- познавательные занятия, включающие в себя комплекс различных видов деятельности;
- разнообразные экскурсии на тему известных памятных дат истории страны;
- наблюдения.
Формы совместной деятельности педагога ДОУ и дошкольников могут включать:
- беседы с детьми о родном городе и о родной стране;
- рассказы педагога с подробными объяснениями и показом необходимых объектов;
- коллективное творчество, в том числе, изображение тех или иных объектов на патриотическую тему;
- обсуждение с детьми наиболее интересных рисунков;
- разучивание патриотических песен и стихотворений, чтение сказок на военно-патриотические темы;
- ознакомление дошкольников народным творчеством;
- участие в общественно-полезном труде, в том числе с родителями;
- обязательное награждение детей за активное участие во всех проведённых мероприятиях;
- демонстрация воспитателем на личном примере общественно-полезных действий, информирование детей о своих патриотических взглядах;
- совместное проведение различных спортивных и военно-патриотических игр.
7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.
Нужно всегда помнить, что воспитатель является для детей образцом для подражания и поэтому педагогу важно вести себя безупречно с тем, чтобы показывать пример подрастающему молодому поколению. Воспитатель обучает детей правилам жизни в социуме, расширяя их кругозор и формируя у них духовные и нравственные качества. Патриотическое воспитание детей педагог, как правило, реализует в совместной деятельности с родителями и ближайшими родственниками своих воспитанников, которая базируется на основе главного принципа - координации совместных усилий детского образовательного учреждения и семьи.
Для достижения целей патриотического воспитания педагоги ДОУ совместно с родителями детей проводят: общие собрания, семинары, индивидуальные консультации, праздники, Дни открытых дверей, разнообразные досуговые занятия, в том числе совместно оформляют фотостенды на тему патриотического воспитания.
Игру-викторину «Знатоки родной земли»
Для начала поделимся на 2 команды: «Россияночка» и «Кызылчане». Жюри будет оценивать ваши правильные и быстрые ответы жетонами: заведующий ДОУ.
1. Путешествие в прошлое России
• Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (это стол – поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него).
• Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? (Березу – считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и защищает от молнии).
• В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы? (Зимой, в крещенские морозы, когда древесина становилась сухой).
• Назовите имена русских былинных богатырей, которых вы знаете. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка). Есть богатыри, более приближающиеся к образам сказочным, чем былинным: Вольга Святославович, Микула Селянинович, Святогор-богатырь, Ставр Годинович.
• Назовите марийских богатырей. (Чоткар, Ненчык патыр, Онар, Кокша, князь-воин Чумбылат, сотенный князь горных мари Акпарс, Акпатыр).
2. Русский и тувинские народные костюмы
• Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник, 1 слайд);
• Мужская рубаха, разрез ворота у которой был сбоку? (Косоворотка, 2 слайд);
• Как называется крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длинной до колен? (Зипун, 3 слайд);
• Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка, 4 слайд);
• Из какой ткани изготавливали тувинские костюмы (шелк, шкур 5 слайд);
• Тувинская одежда с общими чертами каких тюркских народов перекликается? (одеждой Монголии, Китай, 6 слайд);
Игра «Кто быстрее»? Команды должны собрать разрезные картинки (русское и тувинское платье, 8 слайд);
3. Природа родного края
С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою.
Задание «Что лишнее?»
• Назовите лишнее животное, которое не водятся у нас в Тыве: лось, выдра, рысь, бобр, крот, калан, куница, (Калан – морская выдра обитает в северной части Тихого океана России, США, Канады, 9 слайд).
• Исключите лишние лекарственное растение, которое не растет в нашей республике Тыва: зверобой, чистотел, мята, полынь, лимонник, пустырник (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток, 10 слайд).
Игра «Заплети косу». На кольце закреплены три атласные ленты. Надо заплести из них косичку, взявшись за концы лент; один игрок держит кольцо, трое – передвигаются. Кто быстрее заплетет?
Задание «Черный конверт».
• В конверте находятся 3 рисунка, по которым надо отгадать животное, обитающее в нашей республике Тыва. Задание для первой команды: карточки с изображением 1) зачеркнутое солнце, 2) нарисован ворс прямо, под углом 90 градусов, без наклона, 3) дождевые черви и облизывающийся смайлик.
• Задание для другой команды: 1) зачеркнутое солнце, 2) нарисованное крыло на руке, 3) схема эхолокации. Отгадайте, какое животное зашифровано. (11 слайд).
Ответы к заданию «Черный конверт» (КРОТ, ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, 12 слайд)
4. Перечислите пословицы о Родине.
- Всякому мила своя сторона.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Родина – мать, умей за нее постоять. -Где родился – там и пригодился.
-Родной куст и зайцу дорог.
-Береги землю родимую, как мать любимую.
-Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
-Родину-мать умей защищать.
-Тот герой, кто за Родину горой.
-Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
-Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.
-Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.
-Человек без Родины, как соловей без песни.
5. Государственные символы. (Вопросы поочередно задавать командам).
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство.)
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .
3. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, эмблемы. (Флаг, 13 слайд).
4. Что означают цвета Российского флага?
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
5. Официальная эмблема государства? (Герб, 14 слайд).
Что обозначает орел на гербе? (Орел символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, сохраняя государство, смотрит и на Запад, и на Восток. Над орлом три короны. Корона на голове орла - символ законности.)
6. Что означает государственный гимн? Государственный гимн (также национальный гимн, национальная песня) — торжественная патриотическая музыкальная композиция, признанная правительством страны одним из государственных символов в качестве официальной национальной песни.
7. Кто композитор российского гимна? (Музыка современного российского гимна были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров в 1939г. 15 слайд). 8. Кто автор слов российского гимна? Основа текста также была позаимствована из гимна СССР на стихи Сергея Михалков и Габриэля Эль-Регистан. 30 декабря 2000г. указом президента Путина В. В. был утверждён обновленный текст гимна РФ. (16 слайд).
Жюри подводит результаты игры. Сувениры вручить обеим командам.
Презентация «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы). Подготовила Шавылдай О. Б.
История села Сесерлиг.
Село Сесерлиг – одно из самых старинных сел Пий-Хемского района.
С 1931г. на территории Доргун располагались араты с юртами. А позже переехали по русле реки Сесерлиг и начали там строить дома жили аймаки Салчаков и Маады. Араты начали построить школу 1939г.
Сейчас в нынешнее время есть школа садик, фельдшерский пункт, дом культуры, администрация села. Магазины.