Тахохова Альбина
Консультация для педагогов «Счастливая дорога из детского сада домой»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол для педагогов.
Счастливая дорога из «детского сада домой»
Цель. Повышать профессиональную компетентность педагогов в области безопасного поведения детей на дороге. Содействовать повышению уровня образования педагогов по вопросам охраны безопасности жизнедеятельности участников дорожного движения.
Публикация «Консультация для педагогов „Счастливая дорога из детского сада домой“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Задачи: активизировать теоретические знания воспитателей о формах работы с детьми по формированию основ безопасности; развивать практические навыки педагогов по использованию педагогических методов и приёмов в работе с детьми и родителями в данном направлении.
Содержание работы:
Сообщение педагога «Внимание – ребенок на улице!»
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах детского сада.
Педагогическая разминка «Мозговой штурм» – социальный педагог.
Показ материала по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и литературы для родителей.
Подведение итогов.
Ход мероприятия:
Добрый день, дорогие коллеги! Мне очень приятно видеть вас в добром здравии, в хорошем настроении. А сейчас я предлагаю Вам разделиться на три команды, а помогут нам это сделать 3 стола, на каждом столе стоят таблички: красного, зеленого, желтого цвета.
Уважаемые педагоги прослушайте, пожалуйста, мини-лекцию.
Тема нашего круглого стола «Внимание – ребенок на улице!»
Сегодня круглый стол я бы хотела посвятить правилам дорожного движения. В настоящее время в нашем обществе проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных и острых. Увеличивается не только население нашего города, но и количество автомобилей. Всё это связанно с возможностью возникновения ДТП. А ребёнок нередко недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге. Со стороны разных организаций делается все возможное для того, чтобы дороги были безопасными : обновляется покрытие дорог, они оснащаются светофорами и знаками. Однако, статистика свидетельствует, что количество случаев детского дорожного травматизма неуклонно возрастает. Маленькие дети играют на проезжей части, перебегают дорогу в неположенных местах. Поэтому нашей с вами задачей является формирование и развитие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Думаю что наше общение пойдёт на пользу всем его участникам, и мы совместными усилиями сможем обучить детей ПДД и предотвратить увеличение количества ДТП с участием детей. «В период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако, ему трудно представить степень их значимости. Нередко в силу различных причин их выполнение оказывается малоэффективным. Поэтому, определяя основное содержание и направление развития детей, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением. Для того чтобы эти нормы и правила стали регулятором поведения, они должны быть осознаны и приняты ребенком. Поэтому наряду с традиционными формами обучения, принятыми в ДОУ, необходимо организовывать такие виды деятельности, в которых дети, приобретенные нормы поведения могли бы применять. Задачи по формированию норм и правил безопасного поведения ребенка могут решаться через разные виды деятельности и в разное время пребывания ребенка в ДОУ. Они могут решаться на специальных занятиях по основам безопасности жизни и здоровья детей. Кроме занятий, с детьми во всех возрастных группах, следует не менее двух раз в неделю, а лучше всего ежедневно, в разные промежутки дня проводить беседы, чтение художественной литературы, а также специальные игры и упражнения, которые позволят не только лучше запомнить и усвоить правила и нормы безопасного поведения, но и закрепить их в практической деятельности. Игры и упражнения должны быть не только доступны, но и интересны для детей, разнообразны по содержанию. Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому, находясь с ребенком на улице, они должны сами соблюдать правила дорожного движения. С целью формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице возможно применение различных форм взаимодействия и общения с родителями: 1. ознакомление с материалами, представленными на стендах «уголков безопасности»; 2. публикации в прессе, на сайте ДОУ;
3. показ выставок детских рисунков, плакатов, макетов, дидактического материала;
4. проведение бесед; приглашение родителей на дискуссионную встречу за «круглым столом»; 5. предложение выступить перед другими родителями, поделить опытом семейного воспитания; организация гостиных для родителей;
С родителями важно проводить беседы о психофизиологии восприятия дошкольниками дорожной среды. В силу своего возраста дошкольники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их видит и обязательно объедет. Они не способны заметить приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию. У дошкольников другие особенности слуха. Им сложно определить, откуда слышится звук. Они реагируют только на те, звуки, которые им интересны. Не могут перевести взгляд с близких объектов, на дальние, и наоборот. Они боятся больших грузовых машин, автобусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Из-за своего небольшого роста они не могут целостно обозревать происходящее на дороге. У детей дошкольного возраста не сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий. В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются. Чем труднее ситуация, тем сильнее торможение. Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольников боковое зрения развито в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3 – 1,5 сек, а у взрослого 0,6 – 0,8 сек.
Предлагаю посмотреть видеоролик «Глазами детей».
Итак, незнание детьми элементарных правил дорожного движения, равнодушное отношение к их поведению со стороны взрослых. Недостаточная воспитательная работа – вот что является причиной дорожно-транспортных происшествий. В дошкольном детстве, когда у ребенка формируют основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице. Значительная роль в этом вопросе отводится воспитателям ДОУ: они должны познакомить ребенка с азбукой дорожного движения. Чтобы обучать детей, педагогу самому следует хорошо знать эти правила и использовать соответствующие методические пособия. Для этого содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должны определяться содержанием занятий по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей. Так же в каждой группе должен быть уголок для родителей по изучению правил дорожного движения
«Содержание уголков безопасности дорожного движения
в группах детского сада»
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах.
Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
Набор транспортных средств
Иллюстрации с изображением транспортных средств
Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.)
Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор».
**Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
Простейший макет улицы (желательно крупный, где обозначены тротуар и проезжая часть
Макет транспортного светофора (плоскостной).
**Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
**В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:
•информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
•предупреждающие знаки – «Дети»;
•запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
•предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
•знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;
•знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
**В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»,
знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.
Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Содержание уголков для родителей по изучению правил
дорожного движения
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей. Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.
Уголок может быть оформлен так:
•Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
•Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации
•Книжка-раскладушка
•Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:
•«Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»
•«Внимание – мы ваши дети!»
•«Ребёнок имеет право жить!»
•«Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
•Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.
•Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
•Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
•Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения.
•Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.
В помощь родителям можно предложить различные буклеты,папки
передвижки, консультации.
Педагогическая разминка «Мозговой штурм».
1 задание:
Каждой команде по два вопроса.
1. Как правильно ходить по тротуару? (Нужно придерживаться правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам.)
2. Как правильно идти по улице, если нет тротуара? (Идти по обочине, по левой стороне, навстречу движущимся автомобилям.)
3. С какого возраста разрешается езда на велосипеде? (С 14 лет.)
4. Сколько взрослых должно сопровождать детей во время целевых прогулок? (Не менее 2 взрослых на 10 детей, заранее прошедших соответствующий инструктаж.)
5. Как построить детей перед началом движения по улице? (Дети строятся в колонну по двое и берутся за руки. Сопровождающие должны иметь при себе красные флажки.)
6. Как правильно переходить проезжую часть с группой детей? (Сопровождающий выходит на проезжую часть с поднятым флажком, чтобы привлечь водителей. Убедившись, что все автомобили остановились, начинает переводить через дорогу детей.)
2 задание:
Игра «Умные вопросы».
Для каждой возрастной группы есть необходимый минимум знаний по правилам дорожного движения. Предлагаю определить, с какого возраста детям доступны те или иные знания. За каждый правильный ответ команды получают балл.
•Знает элементы дороги — проезжую часть, тротуар, обочину, перекресток, пешеходный переход и т. д. (Вторая младшая группа.)
•Знает сигналы регулировщика. (Старшая группа.)
•Может называть и показывать дорогу, тротуар. (Первая младшая группа.)
•Классифицирует дорожные знаки по группам. (Подготовительная к школе группа.)
•Имитирует действия водителя. (Первая младшая группа.)
•Знает, как нужно себя вести в автобусе. (Средняя группа.)
•Имеет элементарные представления о дорожных знаках. (Средняя группа.)
•Знает правила для пешеходов. (Старшая группа.)
•Знает дорожную разметку. (Подготовительная к школе группа.)
•Знает правила поведения для пассажиров. (Старшая группа.)
•Знает, где останавливается автобус. (Вторая младшая группа.)
•Знает правила посадки в маршрутный общественный транспорт и высадки из него. (Средняя группа.)
•Классифицирует транспорт. (Старшая группа.)
•Имеет представление о работе сотрудника ДПС. (Подготовительная к школе группа.)
3 задание:
Вам необходимо ответить на предложенные вопросы.
Викторина «Сказочный транспорт»
1 команда:
1. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой веселый звонкий мяч?» (ЗЕЛЕНОГО).
2. Из какой книги эти строчки:
«Рассуждать Степан не стал,
Светофор рукой достал,
В середину заглянул,
Что-то где-то повернул?» («ДЯДЯ СТЕПА»)
3. Какому сказочному герою для перелетов не нужен транспорт. (Карлсон)
4. Сказочный самолет без дверей и стен. (Ковер - самолет)
5. С помощью какого сказочного средства Элли вернулась домой. (Серебряные башмачки)
2 команда:
1. В какой сказке, у какого героя имеется шапка такого же цвета, как сигнал светофора? («КРАСНАЯ ШАПОЧКА»).
2. Назовите произведение, в котором медведи ехали на велосипеде («ТАРАКАНИЩЕ»).
3. На каком транспортном средстве ездил Емеля к царю. (Печка)
4. Первая сказочная женщина – летчик. (Баба - Яга)
5. Какого сказочного героя – транспортное средство наказывали за частые опоздания из-за любви к природе, к пению птиц. (Паровозик из Ромашково)
3 команда:
1. В каком произведении и кому трамвайчиком перерезало ножки? («ДОКТОР АЙБОЛИТ», ЗАЙЧИКУ).
2. Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора живет в траве? (КУЗНЕЧИК).
3. Назовите город, в котором Незнайка учился ездить на автомобиле? (СОЛНЕЧНЫЙ).
4. Сказочный летательный аппарат на одного. (Метла, ступа)
5. Какое транспортное средство превратилось в тыкву, когда пассажир вовремя не вернулся домой. (Карета, сказка «Золушка»)
4 Задание:
«ПДД в картинках».
Каждой команде предлагается по три картинки. Необходимо найти на них нарушение правил дорожного движения, объяснить, как надо поступить в данной ситуации.
Пока жюри подводит итоги мы с вами поиграем.
5 Задание:
Самая любимая игра у детей – это «Автомобили» предлагаю поиграть и в неё.
Вам необходимо встать парами, впереди стоящий – это машина, второй - водитель. Машины сами не ездят, ими управляет водитель, поэтому Вам нужно закрыть глаза, при этом выставив руки вперёд, согнутыми в локтях – это бампер. Водитель кладёт руки на плечи и управляет машиной. Ездить можно по всей площадке не натыкаясь друг на друга, доверяя водителю. (Звучит муз. «Колёса».)
Игровые правила таковы: нужно выполнять определенное действие на цветовые сигналы (кружки) :
- когда я показываю красный кружок, вы стоите на месте без движения;
- когда я показываю желтый кружок - вы хлопаете;
- когда я показываю зеленый кружок - вы едете
В конце игры жюри подводит итоги
Уважаемые коллеги! Подошло к концу время нашего общения. Мы закрепили наши знания по ПДД с помощью весёлой, занимательной деловой игры.
И в заключении, хочется сказать:
Взрослым необходимо помнить о том, что встал ребенок на ноги – он уже пешеход, сел на велосипед – он водитель, поехал в автобусе – пассажир. И везде его подстерегает опасность. Поэтому взрослые ответственны за здоровье детей и должны обеспечить им максимальную безопасность – научить правилам поведения на дорогах.
Если мы умело будем пользоваться своими знаниями - Я надеюсь, что станем надежными учителями в воспитании культурных пешеходов-дошкольников. Соблюдайте правила движения и помните: Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости.
Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или воспитатели дошкольных образовательных учреждений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
Спасибо за участие!