Раиса Карасева
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая деятельность, в частности, связная речь, как совокупность процессов говорения и понимания речи является основой коммуникативной деятельностью и включает неречевые средства : жесты, мимику, пантомимические движения. Дошкольный возраст - самый благоприятный период всестороннего развития ребенка. В дошкольном детстве у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же, что не мало важно, происходит формирование основных качеств личности.
Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции.
Основная функция связной речи – коммуникативная, и представляет собой монолог и диалог. Обе эти формы имеют свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обоих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, организаторских, двигательных, театрализация оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Педагог, работающий с театрализованными играми и постановками, стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок быстрее усваивает богатство родного языка. Он использует выразительные средства речи, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
Театрализованная деятельность позволяет решать педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализация —это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному и народному богатству. В результате работы ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Так, например, при знакомстве детей со сказкой «Гуси-лебеди» новые слова (кисельные берега, молочные реки, печка) вводят в речь детей, тем самым активизация их словарь.
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, дети заинтересованы театром театром не сложно.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводить подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, и все это совершенствует звуковую культура речи ребенка, развивает моторику речевого аппарата, дикцию, фонематический слух и речевое дыхание, происходит приобщение к народному искусству.
В качестве речевого материала используются знакомые и любимые детям сказки, стихи, небольшие по объему литературные произведения, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
В процессе разыгрывания в героев литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у детей отрабатываются практическое умение пользоваться усвоенным речевым материалом, а именно умение полноценно, последовательно и понятно передать зрителям содержание готового текста, грамотно оформлять, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников.
Активному развитию диалогической речи способствует самостоятельная театрально – игровая деятельность, которая включает в себя действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям. Исполняемая роль, вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический и интонационный строй, развивается умение заканчивать фразу, и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
Литература
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателей дет. сада / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 127с.
2. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов / М. Д. Маханева. – М. : Сфера, 2001. – 128с.
3. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.