МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Раиса Карасева
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речевая деятельность, в частности, связная речь, как совокупность процессов говорения и понимания речи является основой коммуникативной деятельностью и включает неречевые средства : жесты, мимику, пантомимические движения. Дошкольный возраст - самый благоприятный период всестороннего развития ребенка. В дошкольном детстве у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же, что не мало важно, происходит формирование основных качеств личности.

Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции.

Основная функция связной речи – коммуникативная, и представляет собой монолог и диалог. Обе эти формы имеют свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обоих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, организаторских, двигательных, театрализация оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Педагог, работающий с театрализованными играми и постановками, стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок быстрее усваивает богатство родного языка. Он использует выразительные средства речи, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

Театрализованная деятельность позволяет решать педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализация —это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному и народному богатству. В результате работы ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Так, например, при знакомстве детей со сказкой «Гуси-лебеди» новые слова (кисельные берега, молочные реки, печка) вводят в речь детей, тем самым активизация их словарь.

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, дети заинтересованы театром театром не сложно.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводить подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, и все это совершенствует звуковую культура речи ребенка, развивает моторику речевого аппарата, дикцию, фонематический слух и речевое дыхание, происходит приобщение к народному искусству.

В качестве речевого материала используются знакомые и любимые детям сказки, стихи, небольшие по объему литературные произведения, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

В процессе разыгрывания в героев литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у детей отрабатываются практическое умение пользоваться усвоенным речевым материалом, а именно умение полноценно, последовательно и понятно передать зрителям содержание готового текста, грамотно оформлять, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников.

Активному развитию диалогической речи способствует самостоятельная театрально – игровая деятельность, которая включает в себя действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям. Исполняемая роль, вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический и интонационный строй, развивается умение заканчивать фразу, и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.

Литература

1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателей дет. сада / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 127с.

2. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов / М. Д. Маханева. – М. : Сфера, 2001. – 128с.

3. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 марта 2022 в 07:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Карасева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД