Ксения Етриванова
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как способ развития речевой активности у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Олимпик»
Консультация для педагогов:
Театрализованная деятельность – как способ развития речевой активности у детей раннего возраста
Етриванова К. В.
2024г
Театрализованная деятельность в детском саду предоставляет детям возможность раскрыть свой творческий потенциал и развить творческую направленность личности. Театральная игра является наиболее актуальным и подходящим видом игры для детей. В процессе участия в театральной игре малыши познают окружающий мир через образы, цвета и звуки.
Такой вид игры способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, побуждая его сочувствовать и сопереживать персонажам. Кроме того, театральная игра оказывает значительное влияние на формирование связной, грамотной и эмоционально насыщенной речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка и его выразительные средства, применяя интонации, соответствующие характеру героев и их действиям.
Театральная деятельность способствует развитию социальных навыков, поскольку детские литературные произведения имеют нравственную направленность, воспитывая такие качества, как доброта и дружба.
К основным требованиям организации театрализованной деятельности в раннем возрасте относятся: разнообразие и содержательность тематики, соответствующей данному возрасту; регулярное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, то есть во все формы педагогического процесса; формирование интереса к театрализованным играм, постоянное расширение игрового опыта и поддержка стремления детей к театрально-игровой деятельности; а также взаимодействие детей с взрослыми.
С помощью театрализованных игр дети учатся внимательно слушать, понимать, запоминать и взаимодействовать с игрушками, осваивая их свойства. Они развивают мимику, учатся сопереживать и различать хорошее и плохое. Формирование театрализованной деятельности у малышей происходит постепенно, и наша задача как взрослых — создать необходимые условия для её появления и развития. В нашей группе организован театральный уголок, в котором представлены различные виды театров: теневой, магнитный, пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр «живая рука», театр «варежка», а также театры из резинок и бросового материала.
Применяем театрализацию в различных аспектах педагогического процесса: в режимных моментах, например, кукла-персонаж демонстрирует, как правильно мыть руки и использовать полотенце; во время еды к детям приходит Девочка-Припевочка из театра «Живая рука», которая показывает, как правильно держать ложку и пользоваться салфеткой; перед сном она споёт колыбельную.
Мы используем игрушечных персонажей в адаптационный период, чтобы отвлечь детей, помочь им расслабиться и снять напряжение, а также вызвать у них положительные эмоции. Игрушки также служат сюрпризными моментами во время занятий и помогают организовать сюжетно-ролевые и подвижные игры.
Мы проводим для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки и игры с элементами театрализации, стараясь вызвать у них желание участвовать в представлении (например, они поют вместе с Колобком его песенку или заканчивают фразу персонажа «Я мышка - норушка»). После спектаклей дети берут кукол-артистов, рассматривают их и играют с ними.
Малыши постепенно погружаются в театральную игру, переходя от наблюдения за выступлениями взрослых к самостоятельной игровой деятельности. Театральная игра способствует развитию таких личностных качеств, как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, а также фантазии, воображения и коммуникативных навыков.
Настольный театр стал самым любимым среди наших детей. Он прост и доступен, не требует специальных умений, и дети с удовольствием взаимодействуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаясь в них (например, в колобка, зайца, лису и т. д.). Они стараются передать характер своих героев с помощью мимики и изменения интонации, а также повторяют запомнившиеся фразы (например, «Колобок, я тебя съем!»).
Тем не менее, в этом возрасте дети не могут полностью развить и обыграть весь сюжет из-за недостатка игрового опыта. Чтобы расширить их игровые навыки, мы проводим индивидуальные занятия, знакомим детей с различными видами театров и организуем небольшие представления, включая театр «Живая рука».
Пальчиковый театр. Ребёнок надевает кукол на пальцы и сам исполняет роли персонажей, что способствует развитию мелкой моторики, активизации словарного запаса, улучшению звуковой культуры речи, а также развитию воображения. Он учится передавать настроение и характер своих героев.
Театр бибабо. После представления мы предоставляем детям возможность пообщаться с куклами, которые хвалят их за внимательное слушание и наблюдение. Интерес детей к куклам не угасает, и они с радостью продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, избегать конфликтов и делиться любимыми персонажами по очереди.
Театр «Варежка». Надев варежку на руку, ребёнок старается оживить персонажа с помощью слов, интонации, выражения лица и жестов, придавая ему настроение и характер (например, медведь сердится, а бабушка с дедушкой радуются, увидев внучку).
Занятия театрализованной деятельностью способствуют активизации творческих способностей детей, формированию умений и приучению к самостоятельности. Особенно важно, что навыки, приобретенные в ходе театрализованных игр, могут быть применены в повседневной жизни.
Педагогов беспокоят проблемы, связанные с развитием речи у детей. Не все осознают, что речь — это сложный психолингвистический процесс и одна из высших психических функций организма. Речь не является врожденной способностью, а развивается постепенно. Тем не менее, предпосылки для ее возникновения и развития имеют врожденный характер.
При нормальном развитии дети с раннего возраста проявляют живой интерес к речи. Они создают новые слова и осознают как смысловую, так и грамматическую стороны языка. Однако при нарушениях речевого развития дети могут достичь лишь определенного уровня и нуждаются в помощи. Им требуется целенаправленное обучение.
Развивать речь ребенка следует начинать с самых ранних лет. Современная педагогика предлагает множество методов и приемов, которые способствуют всестороннему развитию ребенка и, при необходимости, помогают корректировать недостатки в его развитии. В этот период закладываются основы речевых навыков, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, артикуляционный аппарат, фонематический слух, а также восприятие и понимание речи взрослых. Дети начинают подражать звукам и словам, запоминать их и использовать в общении.
В этот период особенно важно развивать понимание речи, расширяя пространственную ориентировку. Необходимо обучать детей распознавать и называть характеристики предметов, персонажей рассказов, стихотворений и потешек. Также важно, чтобы они понимали и соблюдали простейшие правила поведения.
Работу по развитию речи можно и нужно проводить в рамках режимных моментов, самостоятельной игры и занятий, направленных на развитие двигательной активности. Кроме того, занятия по развитию речи можно обогащать с помощью наглядных материалов, таких как игрушки, изображения предметов или игрушек на картинках, иллюстрации и театральные пособия.
Перед детьми группы раннего развития стоят следующие задачи:
- развивать понимание речи,
- учиться подражать речи взрослых,
- накапливать словарный запас,
- использовать речь как средство общения с окружающими.
Основная цель – развитие активной речи (воспроизведение слов и коротких фраз) для свободного общения с взрослыми и сверстниками. Ребёнок должен уметь задавать вопросы и передавать свои впечатления с помощью нескольких слов или фраз.
Для успешного решения этих задач рекомендуется активно использовать театрализованную деятельность. Она способствует развитию чувств и глубоких переживаний у детей, а также приобщает их к духовным ценностям. Театрализованные игры развивают фантазию, воображение и память, а также учат доброте, чуткости, честности и смелости, формируя представления о добре и зле. Участие в таких играх приносит детям радость, вызывает активный интерес и увлекает их. Кроме того, театрализованные игры способствуют развитию эмоциональной сферы. Все дети любят слушать сказки, но когда они оживают, и герои начинают двигаться и говорить, это становится для них настоящим чудом!
Цели применения театральной деятельности:
- формирование устойчивого интереса к театрализованным играм;
- расширение и активизация словарного запаса детей;
- улучшение диалогической речи и ее грамматической структуры;
- содействие проявлению самостоятельности и активности в игре с игрушечными персонажами;
- развитие художественного вкуса.
В ходе театрализованных игр происходит следующее:
1. Углубляются и расширяются знания детей о мире вокруг них.
2. Развиваются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие и воображение.
3. Улучшаются функции различных анализаторов: зрительного, слухового и артикуляционного.
4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, структура речи, произношение, навыки связного изложения, темп, выразительность и мелодико-интонационные особенности речи.
5. Совершенствуются моторные навыки, координация, плавность, переключаемость и целенаправленность движений.
6. Эмоционально-волевая сфера детей становится более развитой, они начинают осознавать чувства и настроения персонажей, а также учатся выражать их внешне.
7. Развивается умение выразительно говорить на публике, ребенок преодолевает стеснение перед посторонними слушателями.
8. Формируется чувство коллективизма и ответственности за других, а также накапливается опыт нравственного поведения.
9. Стимулируется творческая активность, поисковая деятельность и самостоятельность.
В процессе театрализованной игры ребенок постепенно проходит несколько этапов развития:
- от наблюдения за театрализованной постановкой, выполненной взрослым, к самостоятельной игровой деятельности;
- от индивидуальной игры и «игры рядом» к совместной игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий с передачей основных эмоций героя.
Согласно принципу «от простого к сложному», один и тот же материал многократно повторяется, пока он не закрепится в памяти детей. Известно, что детям раннего возраста присуща инфантильная амнезия: они запоминают яркие события, но со временем эти воспоминания угасают и исчезают. Поэтому в течение учебного года мы неоднократно возвращаемся к одному и тому же сюжету.
Это направление реализуется в циклическом формате:
- показ сказки;
- театрализованная игра;
- закрепление изученного материала.
Такой цикл можно использовать для любого литературного произведения, подходящего для данного возраста.
Используются различные подходы, такие как демонстрация наглядных материалов, беседы, «инструкции к действию» и обучение названиям действий в процессе показа. Применяются метод вопросов и ответов, а также приемы, направляющие ребенка на использование конкретных слов (по образцу). Все это осуществляется в формате театрализованной игры или с элементами игры, что способствует развитию речи малыша.
Театрализованная деятельность разнообразит жизнь ребенка в детском саду, приносит ему радость и является одним из самых эффективных способов повышения речевой активности, в котором ярко проявляется принцип обучения: «учить, играя».
Дети с удовольствием слушают взрослых и эмоционально реагируют на небольшие художественные произведения. А когда в этом участвует «живая» кукла, радости малышей нет предела. Даже вернувшись домой, они весело поют: «Зайка, зайка, попляши…» или «Мишка косолапый…».
Увлеченные игрой, дети легко обучаются, не устают и быстро адаптируются. Малышам нравятся развлечения и утренники. Они не боятся взрослых и с радостью участвуют в играх и конкурсах.
В дополнение к театральной деятельности регулярно проводятся: артикуляционная гимнастика, игры для развития общей моторики, подвижные игры с речевым сопровождением, логоритмические игры с самомассажем, игры-подражания с речевым сопровождением, пальчиковые игры, а также игры с различными предметами и материалами.
Все эти игры организуются совместно с воспитателем, который должен стать для ребенка добрым и отзывчивым помощником (как мама, а также интересным партнером в игре. Эмоциональное взаимодействие формируется на основе совместных действий, сопровождаемых улыбками, ласковым тоном и заботой о каждом ребенке.
Начальные игры должны проводиться в формате фронтального взаимодействия, чтобы каждый ребенок ощущал себя вовлеченным и не оставался без внимания. Взрослый всегда выступает инициатором игр. Выбор игр осуществляется с учетом игровых возможностей детей, условий проведения и других факторов.
Все игры должны способствовать быстрой адаптации ребенка в детском саду, формировать в коллективе радостную атмосферу и эмоциональный комфорт. Они должны пробуждать у детей интерес к новому и побуждать их активно участвовать в этом процессе.