Барашкова Елена
Консультация для педагогов «Сравнение методик обучения чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Целью работы является дать сравнительный анализ методик обучения чтению по следующим критериям:
1. Методика обучения чтения.
2. Автор методики.
3. Год создания.
4. Для какого возраста.
5. Особенности методики.
6. Достоинства методики.
7. Недостатки методики.
1. Звукобуквенная методика обучения чтению.
2. Д. Б. Эльконин, Н. В. Дурова, Л. Е. Журова
Публикация «Консультация для педагогов „Сравнение методик обучения чтению“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
3. С 1950-х годов.
4. С4- летнего возраста. (Изначально была рассчитана на детей 6-7 лет).
5. Содействует умственному развитию ребёнка в целом. Суть методики в том, что ребёнок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных звуков синтезирует исходное слово. Методика содержит своеобразную подсказку как из отдельных звуков получается целое слово. 1й (подготовительный) этап -формирование фонемного анализа слова и общей ориентировки в фонемной системе языка. Второй этап- освоение системы гласных фонем и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы. Третий этап- освоение системы согласных фонем, их обозначение буквами и формирование основного механизма чтения.
6. а.) Ускоряется освоение действия чтения. Богатая база материалов.
б.) Дети ориентируются в фонематической системе языка, развивается фонематический слух.
в.) Облегчается обучение письму и орфографии, в школе количество ошибок при письме снижается.
г.) Формируется интерес к языку и его законам.
д.) Дети быстрее переходят к слитному чтению.
е.) Ускоряется общее умственное развитие детей.
7. а.) Фонемному анализу необходимо уделять много времени.
б.) Необходимо обращать внимание на возможности ребёнка.
в.) Не подходит для обучения чтению в раннем возрасте.
г.) Обучение чтению происходит довольно долго.
1. Методика обучения чтению Н. А. Зайцева.
2. Н. А. .Зайцев
3.1984 год.
4. Изначально рассчитана на детей с 1,5 лет. (Рекомендовано заниматься с 3-4 лет).
5. Обучение чтению в форме игры с использованием в процессе кубиков с написанными на них складами. А так -же таблиц и аудиозаписей с пропевкой столбиков и строчек таблиц под музыку. Подходит так- же для слабовидящих и слабослышащих детей. Может быть использована для обучения взрослых, для которых русский язык не является родным.
6. а.) Играя, ребёнок быстрее проявляет интерес к буквам.
б.) Подойдёт детям всех возрастов, начиная с 3-х лет.
в.) Предполагает обучение чтению в виде подвижной игры, ребёнку не будет скучно.
г.) Развивает органы чувств, глазные мышцы. Развивает чувство ритма и музыкальный слух.
7. а.) Может быть трудно собирать отдельные элементы в целые слова.
б.) Ребёнок может увлечься игрой в кубики и не воспринимать как процесс обучения чтению.
в.) Все пособия и кубики стоят денег. Это может стать проблемой для семей с небольшим достатком.
г.) Могут возникнуть трудности в школе при звукобуквенном анализе слов.
1. Методика послогового чтения
2. Т. С. Резниченко
3. В 1990-х годах.
4. С 5-лет.
5. Рекомендована для работы с детьми, в первую очередь, с нарушениями речи. Суть методики заключается в том, что вместо знакомства ребёнка с правилами послогового чтения, ему просто демонстрируют как они (слоги) читаются. ВАЖНО: Соблюдать строго определённый порядок введения слогов; Сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребёнку читать слова с этим слогом.
6 а.) Метод позволяет проще и быстрее освоить чтение, чем звукобуквенный.
б.) Включает больше игровых моментов
в.) Метод хорошо работает когда традиционный способ обучения чтению для ребёнка слишком сложен или недоступен.
г.) Способствует развитию произносительной стороны речи, вниманию, развитию зрительной памяти. Расширяет словарь у детей с речевыми нарушениями.
7. а.) На каждый слог мастерятся карточки -это занимает много времени.
б.) Чтение подкрепляется работой с письмом.
в.) Слоги выучиваются сразу, поэтому нет понимания, откуда в языке появляется слог.
г.) Слоги не отражают звукобуквенное письмо, поэтому в школе возможны орфографические ошибки.
д.) Могут быть трудности при звуковом анализе слов.
1. Обучение чтению по системе Марии Монтессори
2. Мария Монтессори.
3. Первая половина 20 -го века. (До 1952 года).
4. Мнение автора методики, что начинать обучать чтению необходимо с 6 лет. Но могут быть исключения. Например, с 4 лет.
5 .Отношение к ребенку как к уникальной личности со своим собственным планом развития и со своими сроками и способами освоения мира. Для успешного освоения чтения ребёнка необходима особая обучающая среда. Обучение начинается с освоения вначале письма, а только потом переход к чтению. Взрослый выступает в роли наблюдателя. Этапами в освоении чтения являются:
1. Штрихуем и обводим.
2. Ощупываем буквы.
3. Составляем слова.
4. Пишем слова.
5. Читаем.
Упражнения подобраны с учётом возрастания сложности.
6.1.) Дети быстро учатся читать без ошибок.
2.) Учатся читать интуитивно слова целиком, без разделения на слоги.
3.) Читают про себя и самостоятельно.
4.) Дети приучаются к самостоятельности и порядку.
5.) Дети развивают аналитическое мышление и логику, мелкую моторику.
7а.) Громоздкость материалов. Наличие особого места, столов, полок.
б.) Не уделяется внимание творческим способностям ребёнка, развитию его фантазии.
в.) Страдает навык чтения вслух.
г.) Взрослый выступает только как наблюдатель. (А как-же авторитет?
д.) Не подойдёт всем родителям, у которых творческие детишки, дети непоседы.
е.) Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
1Обучение чтению по методике Глена Домана.
2. Глен Доманн
3. 1940-е годы
4. От 0 до 5 лет.
5. Методика заключается в осваивании целых слов и включает в себя 5 этапов: 1. Учим отдельные слова.
2. Соединяем слова в простые выражения.
3. Читаем простые предложения.
4. Читаем целыми распространёнными предложениями.
5. Знакомимся и читаем книгу.
Подходит для тех родителей, у которых есть желание и возможность заниматься ежедневно с ребёнком не менее 10 минут регулярно. Если поддерживается идея раннего развития. Если в семье «особенный» ребёнок.
6. а). Ребёнок учиться читать очень быстро и рано. То есть быстрый старт, лёгкое начало.
б). Развивается память, умение анализировать большой объём информации.
в). Помимо чтения ребёнок легко учиться считать.
7. 1. Трудоёмкость процесса. Необходимо изготавливать огромное количество карточек со словами, а потом ещё найти время, чтобы показывать их ребёнку.
2. Ребёнок индивидуален в скорости запоминания материала. Если слово написано иначе, ребёнок может его и не прочесть.
3. Сложно подстроить распорядок дня под схему занятий.
4. У детей наблюдаются проблемы в школе с грамотностью и с разбором слов. Зачастую дети не имеют представления о звуках.
5. Ребёнок -пассивный объект обучения.
6. Формируется текстовое мышление.
1. Методика раннего обучения чтению П. В. Тюленева.
2. П. В. Тюленев. Разработчик метода интеллектуального развития ребёнка (МИРР).
3.1995-1996-е года.
4. Методика обучения чтению рассчитана на раннее развитие с 0 до 2 лет.
5. Суть методики- раннее развитие навыков чтения до 2 лет. От 0 до 2 месяцев запоминаем буквы и графические изображения. Знакомим со звуками. От 3 до 5 месяцев играем с буквами, активно тактильно их изучаем. От 3 месяцев до 6 месяцев- узнаём букву, пропеваем. От 6 месяцев до года-вводим игры с буквами в режим дня («кормочтение»). От1 года до 2 лет- складываем слоги и слова из букв. Печатаем слова. От 2 лет-печатаем слова на слух.
6 а).Не содержит элементов «насилия» (спецзаданий, тестов).
б). Все задания выполняются в игре и по желанию.
в) Метод подходит для раннего развития, практически с пелёнок.
г). Не требуется специальных знаний от родителей, только готовность заменить «игрушки-погремушки» на буквы и карточки со словами.
д)Не требует много времени для занятий.
7 а).Не доступность материалов и пособий Тюленева П. В. (Все пособия с «секретом», за деньги и необходимы ключи доступа).
б). Нет возможности опробовать демоверсию на своём ребёнке прежде, чем купить полную версию.
в). Придётся заменить погремушки-игрушки на карточки с буквами. Не все родители к этому готовы.
1. Использование игр В. В. Воскобовича в системе обучения чтению.
2. В. В. Воскобович
3 В начале 1990-х годов.
4. Рассчитана от 2-7 лет.
5. В основе методики лежит игра. Игра возбуждает интерес, сопровождается сказкой. Игра всегда познавательна, позволяет ребёнку творить и фантазировать. Принцип методики: интерес-познание-творчество. Используются методически выверенные задания. Используются «теремки» Воскобовича для обучения чтению.
1-й этап- знакомимся с буквами и звуками.
2-й этап-соединяем буквы в слоги, учимся читать простые слов
6. а).Игры многофункциональны, могут быть использованы не только при обучении чтению.
б).Развивают новые качества и не надоедают.
в) Имеют несколько уровней сложностей и подойдут на разный возраст.
г). Развиваем сенсорно-моторные навыки, память.
д) Раньше сверстников ребёнок начинает говорить.
7. Игрушки Воскобовича невозможно сделать самим. Необходимо купить их в комплекте с пособием и книгой. Дороговизна наборов игр.
2. Не все наборы подходят для дома, например «Фиолетовый лес» подходит только для дошкольных учреждений.
1. Методика обучения чтению А. М. Кушнира.
2. А. М. Кушнир.
3. В 1983 году.
4. Начинать обучать чтению необходимо не ранее 5,5 лет. До этого возраста воспитываем «читателя влюблённого в книгу». Не рекомендована детям с неустойчивым вниманием, гиперактивным детям и очень занятым родителям.
5. Суть методики в естественном развитии: не забегании вперёд и навязывании стандартов, а в обучении ребёнка согласно его физиологической и психологической готовности. По мнению Кушнира А. М, целью обучения чтению становится «потрясение души, воспитание Читателя». Вначале осваиваем буквы с помощью кубиков. (Взрослый называет звук, а ребёнок запоминает буквы).Весь буквенный материал даётся сразу, можно добавить тактильное «запоминание» букв.
Второй шаг- взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает.
Третий шаг-взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребёнка, двигая его руку по тексту.
Четвёртый шаг-ребёнок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его движения. Ускоряем темп движения.
Пятый шаг- взрослый читает, а ребёнок следит по тексту, позднее увеличиваем темп чтения. Ребёнок читает про себя.
Самостоятельное чтение ребёнком без звукового ориентира.
6. а).Дети быстро осваивают чтение (за 2-3 месяца умеют читать целыми словами).
б). Дети сразу учатся читать быстро: до 300 слов в минуту про себя.
в). Дети любят книги. Причём с детства привыкают к лучшим образцам классики.
г). Понимают смысл прочитанного.
д). Тренируют зрительную память, закрепляя в памяти целые слова. Грамотное письмо в дальнейшем.
7. а). Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Ребёнок может забыть ранее изученное.
б). Могут возникнуть трудности в школе с фонематическим анализом слов.
в). В школе приоритет за развитием фонематического слуха, то есть слуховой образ слова вытесняет зрительный образ и ребёнок может растерять все полученные ранее знания. Письмо становиться менее грамотным.