Стасенко Юлия
Консультация для педагогов «Кейс-метод — современная педагогическая технология проблемного обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Кейс-метод – современная педагогическая технология проблемного обучения»
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, они требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно проектировать образовательный процесс, кейс-метод. С его помощью можно моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Кейс-метод — современная педагогическая технология проблемного обучения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Кейс от casus (лат.)– запутанный необычный случай.
Кейс- метод – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической.
Кейс – метод позволяет оценить готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
В чем заключается кейс-метод : воспитатель стимулирует познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации.
Любая смоделированная или реальная ситуация должна иметь несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей!
Методы кейс-технологии :
-Кейс-прогнозирование;
-Кейс-инцидент;
-Проблемно-ролевой кейс;
-Эвристический кейс;
-Неоднозначная ситуация;
-Кейс-дискуссия (диспут);
-Деловой штурм;
-Кейс с добавлением внешней проблемы
- Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, фото-кейсы, кейс-иллюстрации)
Как составить кейс
1. Определить цель кейса
2. Описать кейс
3. Обозначить кульминацию кейс-ситуации
4. Определить момент проблемного включения детей
Где брать идей для кейса?
-Реальные жизненные ситуации
-Вопросы, поступки, игры детей
-Рассказы коллег
-Произведения художественной литературы, мультфильмы с проблемным содержанием.
Шесть признаков хорошего кейса
-Соответствует поставленной цели
-Развивает когнитивные навыки, воображение, мышление
-Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей
-Провоцирует дискуссию
-Является актуальным и интересным для детей
-Имеет несколько решений
Когда использовать кейс?
Часть какой-либо деятельности
Часть занятия
В конце: Поможет детям перейти к самостоятельной деятельности
В начале: Сформирует у детей интерес к теме настроит на совместную работу
Отправная точка для нескольких событий и идей
Роль кейса в образовательном процессе.
-Обеспечивает гибкость образовательного процесса
-Помогает выявить актуальные интересы и мотивы детей
-Повышает интерес детей к теме образовательной деятельности
-Развивает познавательную активность и коммуникативные навыки
-Формирует потребность и умение работать в команде, действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.
В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрации, кейс-фото.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
Пример работы с кейс-иллюстрацией : Воспитатель предлагает рассмотреть картинки. Что изображено на картинках? (велосипед, машина, мальчик с раной на ноге) Как вы думаете, что произошло и с кем? (ответы детей) А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик. (Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу.)
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фото, где ребенок переходит улицу в неположенном месте. (Дети рассматривают фото. Принимают ситуацию). Что девочка делает на фото? (предлагает сформулировать проблему)
- Что девочка не учла, переходя дорогу в данном месте?
- Каковы могут быть последствия данного поступка? Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации? Вы предложили много ответов. Давайте выберем чей-то один, тот, который кажется правильнее всех на ваш взгляд.
Ребята, озвучьте ответ, каким образом девочка сможет безопасно перейти дорогу.
- Почему вы выбрали именно этот вариант? Дети, а как бы вы поступили, если оказались в такой ситуации?
Кейс-технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника будет вырабатываться устойчивый навык решения практических задач.