Анна Ткачева
Консультация для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание психологического комфорта в группах детского сада
Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю, перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.
Почему столь важно сохранять психическое здоровье детей?
Публикация «Консультация для педагогов „Создание психологического комфорта в группах детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Последствиями психологического дискомфорта для детей является появле-ние страхов, тревожности, повышенной агрессивности, фобий.
Большую часть времени дети проводят в детском саду, вопросы психоло-гического комфорта прежде всего адресованы к педагогам. Воспитатель, компитентный в общении, создает атмосферу доверия и принятия, в которой можно преодолеть любые проблемы.
Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется :
• отношениями между воспитателем и детьми;
• отношениями между самими детьми.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в соз-дании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
Педагог в группе создает условия для развития личности ребенка, «включе-ние»собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставления ему свободы выбора деятельности, ощущения психологи-ческой защищенности.
Для обеспечения условий эмоционального благополучия, должны быть созданы :
• предметно-развивающая среда,
• стиль общения воспитателя с ребенком,
• стиль общения воспитателей между собой и с помощником,
• стиль общения воспитателя с родителями,
• наблюдать, как общаются дети между собой.
Педагог-психолог предоставляет для воспитателей диагностический инструментарий для оценки психологического климата в группе детского сада. Это выполнение ребенком рисунка «Я в своей группе детского сада», цветовая диагностика «Домики». Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию используя анкету «Атмосфера в моей группе».
Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо иногда устраи-вать себе психологический душ, который поможет снять излишнее эмоциональное напряжение.
Вот некоторые упражнения:
1. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытяну в руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».
2. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
3. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
4. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».
5. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом- левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
6. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!»
8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбает-ся»; глубокий выдох: «И все у меня получается».
10. Сжав кулаки, делая вращения кулаками: «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо!»
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо :
• Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
• В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
• В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.
• Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:
• Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает.
• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к низкой самооценке и повышению тревожности воспитанников.
• Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональ-ной помощи, как и отъявленный драчун.
Очень хорошо на развитие детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.
Психологические речевые настройки
Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы защищенности.
Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг держась за руки. При воспроизведении речевых настроек голос воспитателя и мимика должны передавать доброжелательность, радость встречи и т. д.
Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек:
- Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе!
Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
- Я рада видеть всех деток в нашей группе здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
Речевые настройки по вашему желанию коллеги могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.
Спасибо за внимание!