Евстафьева Надежда Васильевна
Консультация для педагогов «Создание условий для конструктивной деятельности детей в разновозрастных группах детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для конструктивной деятельности детей в разных возрастных группах детского сада»
Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нём также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения ёлки, для подарка маме и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению.
Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий для конструктивной деятельности детей в разновозрастных группах детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответстующего его функциональному назначению. Для того чтобы эта практическая деятельность состоялась, необходимо создать соответствующие условия для её развития. То есть организовать в группах для конструктивной деятельности соответствующие центры и наполнить их различными строительными материалами, играми и игрушками.
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек – вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего дошкольного возраста.
Кроме этого, для конструктивной деятельности детей необходимы различные дополнительные материалы и игрушки.
Так как при конструировании из строительных материалов значительная часть деталей уходит на изготовление перекрытий, а порой ограниченное их количество не позволяет сооружать перекрытия в соответствии с детским замыслом, то необходимо предлагать ребятам различные по конфигурации пластины (квадратные, круглые, треугольные, овальные и т. д.).
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определённым темам («Здания», «Мосты», «Транспорт») применяются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Они используются в качестве образцов. Это чертежи типа «дострой здание», «Найди ошибку в чертеже», изображения сложных построек, показывающих ребёнку этапы их сооружения, а также чертежи, дающие лишь схему предмета.
Во многих дошкольных учреждениях строительный материал для непосредственно - образовательной деятельности хранится в методическом кабинете. В таком случае приобретают тридцать строительных наборов для разных возрастных групп. Все детали раскладывают в коробки по формам и цвету (например, красные кубики – в одну коробку, синие – в другую ит. д.)
В дошкольных учреждениях желательно иметь специально оснащённые кабинеты технического и художественного творчества, где были бы созданы условия для организации конструктивной деятельности детей : расставлены столы, разложен строительный материал, игрушки и другие дополнительные материалы, подобраны конструктивные игры – головоломки. А также по возможности детям необходим просмотр слайдов и диафильмов. Но очень часто расположение здания и ограниченное количество помещений в нём не позволяют организовать отдельный кабинет по техническому и художественному творчеству для детей. Поэтому и уголки для художественной, а в том числе и конструктивной деятельности создаются в групповых помещениях.
В группах во время непосредственной образовательной деятельности ближе к краям столов лучше ставить коробки с наиболее часто употребляющимися деталями (кирпичиками, кубиками, пластинами). Расстояние между рабочими столами и столами с материалом не должно превышать 1м, чтобы не тратить время на лишнее хождение.
Подобное проведение НОД удобно тем, что коробки со строительным материалом не мешают детям работать, а также увеличивается полезная площадь столов для конструирования, облегчается анализ сооружений, поскольку все они на виду (коробки не загораживают постройки).
Чтобы строительным материалом было удобно пользоваться в свободное от НОД время, для него отводят определённое место.
В группах младшего дошкольного возраста настольный строительный материал чаще размещается на полках, которые стоят на двух узких столах или висят над ними. Его раскладывают по цвету и форме (прямо на полочках, чтобы дети могли быстро отобрать необходимые детали, а затем убрать их на место. Количество деталей и место для работы должно быть рассчитано для одновременного конструирования четырёх-пяти детей. Для обыгрывания построек здесь же расставляются небольшие игрушки (флажки, матрёшки, машинки и др.).
Крупный строительных материал обычно хранится на стеллажах, на низко подвешенных полках или коробках. Его тоже раскладывают по форме. Под полками или рядом с ними расставляются крупные транспортные игрушки и игрушки, необходимые для игры (куклы, медведи и др.). Место для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движения детей и взрослых.
В группах среднего дошкольного возраста строительный материал хранится в коробках, в которых он приобретён. Мелкие игрушки также убираются в коробки, а не расставляются на полки. Крупный строительный материал хранится в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде). Чем крупнее детали, тем ниже они размещаются.
В старших группах специального места для конструирования не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные.
Мелкий строительный материал хранится в коробках, в которых он был приобретён, и по деталям не разбирается. Крупный строительный материал обычно убирается в закрытые шкафы или стеллажи. Пластины как для настольного, так и для напольного строительного материала также находятся в шкафах. Мелкий обыгрывающий материал складывается в коробки.
Литература:
Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М. ; Линка Прес,2001г.