Валентина Титаренко
Сообщение для педагогов ДОУ «Создание благоприятного психологического климата в коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействие формированию оптимального психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития личности педагога.
Педагогический коллектив состоит из взрослых сформировавшихся людей, каждый из которых в силу своего темперамента, воспитания, мировоззрения на повторяющиеся ситуации реагирует, как правило, одним и тем же образом. Поскольку любая трудовая деятельность, в том числе педагогическая, представляет ряд по большей части стандартных, повторяющихся ситуаций, то в результате в коллективе формируется относительно стабильная система психологических и эмоциональных состояний его членов, которая и называется психологическим климатом.
Публикация «Сообщение для педагогов ДОУ „Создание благоприятного психологического климата в коллективе“» размещена в разделах
Учёные выделяют несколько важных функций психологического климата: стимулирующую, консолидирующую, стабилизирующую и т. д. Если не прибегать к специальной терминологии, можно сказать, что от состояния психологического климата зависит настроение каждого из членов коллектива, способность совместно решать возникающие задачи и эффективно действовать в кризисных ситуациях, простота вхождения в коллектив новых членов, в конце концов, стабильность самого коллектива. Немаловажное значение имеет и тот факт, что психологический климат в педагогическом коллективе неизбежно влияет на их взаимодействие с детьми и на успешность выполнения основной задачи – воспитания и обучения.
Следует отметить, что пущенное на самотёк формирование психологического климата может привести к самым прискорбным последствиям: неэффективности всех видов деятельности учреждения, отсутствию трудовой дисциплины, многочисленным конфликтам, постоянной текучести кадров. Поэтому общественные организации образовательного учреждения, администрация, в первую очередь, конечно же, руководитель должны уделять этому вопросу самое пристальное внимание.
В педагогических коллективах существуют особенности, усложняющие проблему формирования позитивного климата. Во-первых, это постоянная повышенная психологическая нагрузка на педагогов как следствие их непосредственной деятельности – работы с детьми. Во-вторых, педагогика – творческая область труда, часто не поддающаяся коррекции простыми административными методами. Вместе с тем педагоги часто очень восприимчивы к оценке своего труда и своей личности. В-третьих, каждый сформировавшийся педагог (сознательно или нет) воспринимает себя Учителем, имеющим право объяснять другим, как правильно поступать, работать, жить и критически оценивающим несогласующиеся с его видением взгляды. В-четвёртых, педагогический коллектив часто является женским по составу, как следствие более эмоциональным, менее склонным к принятию чётких логичных решений.
Существенно влияют на формирование того или иного психологического климата такие факторы как стиль руководства, своевременность и правильность разрешения конфликтных ситуаций, адекватность моральной и финансовой оценки качества работы педагогов, наличие внятно сформулированных и разделяемых большинством коллектива целей, правильность оценки действий неформальных лидеров в коллективе.
Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т. д.
Причинами проблем в социально-психологическом климате в педагогическом коллективе также являются:
• Низкая культура общения педагогов, отсутствие тактичности.
• Предвзятое отношение друг к другу.
• Большая нагрузка.
• Неудобное расписание.
• Неравномерное распределение часов.
• Перекладывание на педагогов чужих обязанностей.
• Административные и финансовые злоупотребления.
• Слабая компетентность руководителя в сфере управления коллективом.
• Нет точной и прозрачной информации о различных нововведениях.
Благоприятный социально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т. д.
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива.
Целенаправленные и последовательные действия по формированию психологического климата в коллективе приведут к удовлетворённости большей части педагогов работой; сознательному соблюдению дисциплины; небольшой текучести кадров; эффективности педагогической и научно-методической деятельности.