Надежда Сапрыкина
Консультация для педагогов «Социо-игровая технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988г. По замыслу авторов, первая часть- социо - означает малый социум. Вторая часть -игровой- подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную. Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.
Публикация «Консультация для педагогов „Социо-игровая технология“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Социо-игроваятехнология -это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.
Деление детей на микрогруппы для организации в различных видах деятельности.
Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям;
Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком);
Объединение путём образования пар (троек, четвёрок, шестёрок);
Деление на подгруппы по разрезному материалу;
Деление на подгруппы по слову, движению, действию.
Разные варианты:
1. Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям:
чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;
одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков и т. п.);
по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы;
со своими друзьями,
с тем, с кем живешь рядом;
с кем спишь рядом в детском саду;
с кем вместе сидишь за обеденным столом;
с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т. п. ;
найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака и т. п.
2. Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)
отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу;
геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру;
мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т. п.
муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
предметы быта: одежда, обувь посуда, ткань.
3. Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок).
Я предлагаю каждому ребенку какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребенок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Воспитатель может предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ еще с одной (или двумя парами) и представляет его для всех.
Возможные варианты заданий:
составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т. п.
нарисовать рисунок на определенную тему (или без нее, сделать аппликацию или поделку, слепить;
составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.
4. Деление на подгруппы по разрезному материалу.
5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию.
Я предлагаю детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:
назвать дни недели, части суток. месяца. времена года и разделиться на микрогруппы;
называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т. п. и объединиться в соответствующие группы; вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке.
Педагогическое мастерство в социо-игровой педагогике включает в себя мастерство создания игр.
Игровые задания, которые имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела, отнесены в группу рабочего настроя:
Летает - не летает
Волшебная палочка
Встать по пальцам
Разведчики
Замри.
Общим для игровых упражнений другой группы является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и смешного, несерьезного выигрыша. Это – разминки-разрядки:
Заводные человечки
Воробьи-вороны
Руки-ноги
Клубок
Выход ряда
В группу заданий- упражнений социо-игрового приобщения к делу собраны игры –задания, каждое из которых легко может быть выполнено и нагружено материалом, обычно понимаемым как чисто учебный, т. е. выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом.
Эхо
Превращение предмета
Так и не так
Фраза с заданными словами
Упражнения творческого самоутверждения имеют свою специфику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительный результат действия, а не в том, что для их выполнения нужна творческая активность. Это последнее качество входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений.
Животные
Костюм-превращение
Детские стихи по ролям
Да и нет не говорите
Последняя группа упражнений – вольные, то есть проводимые «на воле», - включает в себя такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения, это физически активный и психологически эффективный отдых.
Считалки
Воробьи-вороны
Горелки
Прятки
Применение социо-игрового стиля дает возможность робким, неуверенным детям преодолеть свои комплексы, нерешимость, застенчивость. Проявляется самостоятельность, инициативность, коммуникативное общение. Происходит сближение педагога и ребенка.
Отличительные черты организации занятия в социо-игровом стиле :
Движение – дети на занятиях подвижны.
Смена, разнообразие, вариативность в мизансценах, ролях, видах деятельности.
Работа в малых группах, вступающих между собой в общении.
Педагогическая ценность групповой работы:
У детей активно накапливается багаж для объективной оценки своих возможностей путем сравнения своих результатов с результатами других членов группы.
Дети свободно и с интересом обсуждают разнообразные вопросы.
Развивается умение следить за ходом общего разговора и дела.
Дети учатся признавать мнение других.
Дети помогают друг другу, чувствуют защищенность, поддержку группы, а также контролируют товарищей.
Отсутствует чувство страха за ошибку.
У детей развивается речевое взаимодействие.
Дети умеют слушать и слышать друг друга, выражать своё мнение, договариваться приходить к согласию;
Формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, сверстникам;
Дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения ребят и в дальнейшем гарантируют и успешное обучение в школе.