Кленина Анастасия
Консультация для педагогов «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее время в образовательной сфере часто используют новую технологию преподования «ситуацию успеха». Успех-это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность.
Важно разобраться в самом понятий «успех». Во-первых, в него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности. Во-вторых, из понятия «успех» исключаются все случаи, связанные с везением, свалившимся на человека без приложения им самим каких-либо усилий.
Публикация «Консультация для педагогов „Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
Что значит «успех» для ребенка дошкольного возраста?
Применительно к дошкольникам, с социальной, психологической, педагогической точек зрения, успех-это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидания и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.
В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, воспитателей). На разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.
Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:
• Признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;
• Признание личности ребенка в целом.
При организации и осуществлении образовательной деятельности педагогу важно помнить, что на основе состояния успешности у дошкольника формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения.
А. Белкин отмечает, что если ситуация успеха становится для ребенка постоянной, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
Напротив, эмоциональная неустойчивость, ощущение неуспешности мешают общению ребенка, формированию его взаимодействия в детском сообществе и отношениям со взрослыми, могут провоцировать робость, застенчивость, некоммуникабельность или, наоборот, агрессию, неадекватность реакции.
Обоснование ситуации успеха как педагогического средства позволяет максимально развить способности ребенка, его физические и духовные силы. В. Питюкова, Н. Щуркова под успехом понимают субъективное переживание личностью удовольствия от процесса и результата самостоятельно выполненной работы.
Какие условия и приемы помогут создать ситуацию успеха?
Формировать успешную личность ребенка нужно начинать с создания поля успеха. А это:
• Диагностическое исследование сфер жизнедеятельности ребенка;
• Анализ возможностей;
• Прогноз на успех и поражение;
• Проектирование.
Выделяя условия для создания ситуации успеха, ученые на первое место ставят создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных средств.
В. Питюков предлагает следующие педагогические приемы, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха :
• Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить, - осуществляется с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах, в положительном конечном результате.
Внесение мотива – вместе с целью и описание предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, отношения к разным сторонам действительности.
Персональная исключительность: содержанием данного приема является указание важности усилий именно этого ребенка в данной деятельности («Только ты и мог бы…», «Только тебе я могу доверить…», что возлагает ответственность, мобилизует личность.
•
• Авансирование успешного результата с помощью фраз.
• Скрытая инструкция как помощь ребенку.
• Педагогическое внушение – эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферу ребенка, результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать.
• Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при котором ребенок почувствует радость успеха.
Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в т. ч. достижение успеха. Как обнаружили ученые, она не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста становится относительно устойчивой в 5-6 лет.
Приобретенная потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом.
Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель - создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации.
В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.
Нам взрослым предстоит переосмыслить задачи социального развития, одна из которых:
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.
Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха.
Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях педагог должен стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.
У детей при этом формируется уверенность и вера в себя, в свои силы. Дети при этом не боятся оказаться у всех на виду и делают это адекватно ситуации, в которой находятся.
Уверенность в себе опирается на реалистическую, адекватную самооценку.
Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других. Заниженная самооценка может в будущем привести к недостаточному использованию человеком своего внутреннего потенциала, способностей и возможностей.
Представление ребенка о себе также может быть нереалистичным, приукрашенным. Такие дети полагают, что они лучше других, считают, что им все по силам.
Завышенная самооценка может отрицательно влиять на восприятие ребенком чувств, мнений, желаний других. Став взрослыми, такие люди не будут располагать к общению, а их излишняя самоуверенность может повлечь безответственные и даже опасные для них самих действия и поступки.
У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно – стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания и чувства.
Адекватная самооценка и уверенность в себе базируются на осознании ребенком того, что он похож, но в то же время отличается от других людей. Эти различия зависят от пола, возраста, особенностей внешности, национальной принадлежности и т. д. Различия могут быть не только внешними, но и внутренними, например, различия во вкусах, мнениях.
Таким образом, уверенность в себе определяется положительным самовосприятием ребенка, то есть принятием себя таким, какой он есть. Однако, выделение и осознание своего «Я», проявление индивидуальности не должны заключаться лишь в стремлении заявить и отстоять себя любым способом, заставляя других считаться только с собственным настроением, желаниями. Параллельно в детях необходимо развивать социальную восприимчивость, способность понять особенности, интересы, потребности других людей.
Уверенность в себе я формирую следующим прием, снятием страха перед деятельностью, которую надо выполнить, выражается в следующих фразах: «Для тебя это просто, однако если что-то не получится…», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задач». Таким образом, педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия и желание выполнить задание.
Чтобы создать ситуацию успеха мне важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания.
Условия дошкольного учреждения должны способствовать развитию в детях уверенности в себе, которые обеспечиваются благодаря успехам ребенка в разных видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания.
Высокая самооценка подкрепляется успешностью в обучении, популярностью среди сверстников, поэтому для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки важно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка, предъявлять требования, соответствующие его возрасту, постоянно давая понять, что для меня - педагога он важен и значим. Этому способствуют созданные условия в предметно-развивающей среде: дневники достижений «Я все умею, все смогу!», портфолио на каждого ребенка, «Панорама добрых дел» фиксируем достижения ребенка, стимулирующая желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.
Групповая среда для моих дошкольников организована с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка и отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. При ее создании ориентируюсь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми. В группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.
Традиционными стали: «Утренние встречи» когда мы приветствуем друг друга и узнаем о нашем настроение через игры преведствия, групповые праздники, подведение итогов дня, коллективное обсуждение проблем.
В нашей группе есть стенд «Веселый поровозик» в котором рассматиривается тематическая неделя, на котором периодически, согласно тематике недели, размещаю продукты детско-родительского творчества своих воспитанников.
ДОУ – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяю успешности и самореализации каждого ребенка. Участие в городских конкурсах «Любимый край Башкирия», «Птицы», «Елочка живи», «Марафон для детей с ограниченной деятельностью», «Лето, солнышко и я», интеллектуальном турнире, конкурс новогодней игрушки для главной елки города; групповые праздники «Вечер поэзий», «Проект театр», постановка спектакля «Теремок», различные театрализованные постановки к утренникам, «В гости к лесным жителям», и др., Дни здоровья, спортивные олимпиады, выставки, встречи с интересными людьми,- развивают не только эмоциональную сферу дошкольников, но и формируют уверенность в своих возможностях, углубляют позитивное отношение к миру и принятие других, самостоятельность, автономность, способствуют самосовершенствованию.
Совместно с родителями открываю перед детьми в окружающем мире не только удивительные моменты в сборе коллекций, но и тем самым создаю для воспитанников ситуации успеха («Игрушки для елки», «Куклы своими руками» «Дары башкирий», оформлении мини-музеев («животные смешанных лесов», «аквариум», «любимые книги моей семьи», организацию совместных проектов («Помоги птицам», «Разные виды театра», «Чудо дерево», «Контакты с незнакомыми» и др.) групповых традициях «Подведение итога дня», организация выставок («Осенние фантазии», «Умелые руки не знают скуки», «Подарок для деда Мороза и Снегурочки», «Котовасия») Насыщенная событиями жизнь для моих дошколят способствует формированию успешности и самореализации каждого, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, самостоятельности, автономности, самосовершенствованию.
Список литературы:
Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003
Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н. Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2004.
Н. В. Иванова, Е. Ю. Бардинова, А. М. Калинина Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие – Москва: Творческий Центр, 2008.
Щипицина Л. М., Защиринская О. В. «Азбука общения». – С-Пб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Князева С. А. «Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития – М. : Мозаика-Синтез,2003.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 2017