елена нестерова
Мастер-класс для педагогов «Использование игры-фантазирования в организации экспериментальной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование игры-фантазирования в организации экспериментальной деятельности дошкольников»»
Выполнила: Нестерова Е. В.
Цель: создание условий для осмысления, педагогами роли игры-фантазирования в экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;
2. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Темочки:
- Игры для детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2018
Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, презентация, емкости для воды, вода, дощечки, скорлупа грецкого ореха, пенопласт, железные пластины, ткань, шишки, ситечко, соломка для коктейля ложки, мензурки, поролон, губки, гуашь, листы бумаги и картона, песок, лопатки, игрушки мышата, кошка, ключи, сундучок с замочком.
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на мастер – классе по теме «Использование игры-фантазирования в организации экспериментальной деятельности дошкольников».
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию.
Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС ДО- воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Я считаю, что экспериментирование и творчество-самый простой путь развить в ребенке любознательность и креативность, потому что творчество-это процесс создания нового, а экспериментирование- это по сути поиск, направленный на познание окружающего мира. И моя задача заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а в формировании творческих способностей, в развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих группу.
Существует несколько методик организации и алгоритмов проведения исследовательской деятельности в детском саду, мне ближе своеобразный алгоритм деятельности педагога по организации познавательно-исследовательской деятельности детей, который предлагает Н. М. Короткова
СЛАЙД
Алгоритм организации познавательно-исследовательской деятельности детей
/Н. М. Короткова/
№ Последовательность деятельности
1 Привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта
2 Предоставление возможности детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект (можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается)
3 Формулирование причинно-следственных связей
4 Самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности
В этом направлении я работаю второй год, начала работать в прошлом году, с детьми 2 младшей группы, разработала план работы, составила картотеки опытов и экспериментов, оборудовала в группе центр природы и экспериментирования. Множество разнообразных материалов для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в центре природы и экспериментирования.
Экспериментируя с детьми, я стараюсь как можно меньше давать им готовой информации, предоставляю им возможность самим открывать новые знания. В процессе выполнения игровых заданий, стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать, а предоставляю детям возможность самим пройти путь решения и сделать вывод.
Конечно, от меня требуются определенные усилия, чтобы создать условия для детского экспериментирования - например, найти интересные идеи, которые можно предложить своим исследователям в игровой форме. Я стараюсь не показывать, как нужно делать правильно, а побуждать их к самостоятельному исследованию, дать возможность самим опробовать разные способы действия, объединяя игру и фантазирование в одно действо.
И сегодня я покажу вам, что простое экспериментирование можно проводить с помощью простых бытовых предметов, и задача взрослого – обратить внимание ребенка на то, что любой необходимый или возможный материал для исследования находится у них под рукой, это пластиковые стаканчики, колпачки, ложки, и футляры, губки, пуговицы, камешки, стеклышки, пенопласт, песок, листы картона и бумаги, сита и воронки, в общем-все, на что мы уже привыкли не обращать никакого внимания.
Ход мастер-класса
И так, начнем?
Согласно методике Н. А. Коротковой, нужно привлечь внимание детей к предстоящей деятельности, мотивировать их игровым сюжетом. И помогут мне в этом вот эти два симпатичных мышонка.
Мышата «ругаются и спорят» между собой, я интересуюсь, в чем дело. Я и участники МК узнаем, что мышата нашли чудесный сундучок, и им очень хочется посмотреть-а что же там? Они не могут открыть его, потому что так весело играли и резвились на полянке, что потеряли ключ от него.
-Как же быть?
Мыши спрашивают совета у участников МК и зовут их с собой на поиски.
Вдруг раздается шорох. Кто это крадется? И почему мыши вдруг испугались?
Это кошка! Мыши ищут место, где можно спрятаться, но на столе стоят лишь прозрачные емкости с водой, и они за них прячутся, спрашивая участников, не видно ли их? (видно, потому что емкости прозрачные)
Ведущая обращает внимание участников на коробочки, и предлагают посмотреть, что в них? Нельзя ли отыскать там что-нибудь, что поможет спрятать мышей от кошки?
Участники перебирают содержимое коробки и высказывают свое мнение как можно спрятать мышей (в том числе закрасить воду краской, молоком, песком)
Урааа! Кошка не нашла свою добычу и убежала!
Ну, а мы с мышатами отправляемся дальше, и вдруг на пути появляется ручей (пластиковый поддон с водой)
Мыши не умеют плавать, а им нужно попасть на другой берег ручья!
Они просят участников заглянуть в свои волшебные коробочки, нет ли там предметов, с помощью которых можно попасть на другой берег?
Участники достают различные материалы и предлагают мышам использовать их в качестве лодки (пенопласт, деревянные и металлические пластины, пробки, пустые бутылки и т. д.) мыши выбирают самый безопасный вариант.
И вот мыши оказываются на полянке (накидываю зеленую ткань на стол) и говорят, что здесь очень много луж (расставляю пластиковые чашки с водой). Мышата заглядывают, и видят в каждой по ключику. Кто же мог разбросать ключи по лужам? (может, хитрая кошка)
Мыши говорят, что совсем не любят воду, боятся мочить лапки и просят участников придумать хоть что-нибудь и помочь им достать ключи! Участники высказывают свои предположения (вычерпать ложкой, крышкой, выпить через соломинку, вымакать губкой, демонстрируют свои идеи и достают ключи.
Но их очень много, а нужен ключ такой, как у мышат на картинке. Как найти нужный? (участники прикладывают найденные ключи к силуэту)
После того, как ключ найден, мышата радостно открывают сундучок, благодарят и угощают участников, прощаются и убегают.
Ведущий спрашивает участников:
-как мы помогли мышатам спрятаться от кошки? Что вам для этого пришлось сделать?
- на чем мышата переправились через реку? Какие материалы для этого совсем не подошли и почему?
-как мы достали ключи из воды? Что вы делали, чтобы достать ключ из лужи? Какой способ оказался самым быстрым?
Сюжетов для подобных игр может быть сколько угодно. Для поддержания игры требуется, чтобы любой необходимый или возможный материал для экспериментирования был у детей под рукой. Для меня результатом является то, что дети 4-5 лет пытаются объяснить причину того или иного явления, начинают выдвигать свои первые предположения, искать ответы на вопросы «почему?», «как?» «зачем?»
Сегодня мы с вами побыли детьми и отправились в интересное путешествие. Мы взяли простые, привычные для нас предметы и увидели, на что они ещё способны, и убедились, что играя и фантазируя, можно не только дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, но и овладеть способами практического взаимодействия с ним.
Уважаемые коллеги! Я буду очень рада, если педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Благодарю за внимание!