МААМ-картинки

Фольклор как средство формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста

Наталья Маслова
Фольклор как средство формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Маслова Н. В., Кулагина Е. В

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Омска «Центр развития ребенка-детский сад №356»

«Фольклор как средства формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребенка, стартовый период высоких человеческих начал. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей- главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.

Публикация «Фольклор как средство формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

«Когда ваш ребенок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте: он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали ему сказки. И это воспоминание согреет ему душу!»

В. Сухомлинский.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если и воспитатели наполняют жизнь малыша светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал. Русский фольклор- яркий, живой образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают детей не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведения народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, разностороннее содержание воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Знакомя детей с пословицами, поговорками, сказками, загадками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно – эстетическим ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период. Работа по ознакомлению с устным народным творчеством проводится через интеграции образовательных областей, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. Фольклорный материал распределяется с учетом возрастных возможностей детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются “ малые фольклорные формы”- потешки, загадки, считалки, короткие сказки, песенки, подговорки, уговорушки и т. д.

Для положительных результатов в работе по данной теме, нами были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно: образовательная деятельность проводится в группе оформленную по тематике занятия, в музыкальном зале с использованием атрибутов мини- музея «Русская изба». Атрибуты в «избу» собирали всем садом : печка, сундуки, люлька, самовар, лапти, деревянные ложки и д. р. Постоянные обитатели избы самодельные куклы, сделанные своими руками, кошка на печи, кукла бабушка Матрена в русском сарафане. Для наглядности используем костюмы, куклы в разных нарядах, иллюстрации, предметы русского прикладного искусства. Благодаря созданию особой благоприятной среды и настроение в «избе» особенное. Здесь по другому звучат народные песни и сказки. В своей работе мы используем разные виды театра, разыгрываем короткие народные произведения с помощью настольного, пальчикового театров, что особенно нравится детям. Дети не только запоминают потешку или сказку но и сами с большим удовольствием обыгрывают ее. Они учатся двигаться, говорить например как лисичка или медведь или как зайка и т. д. Даже очень неуверенные в себе дети учатся выступать перед своими товарищами. Детям очень нравятся потешки, отражающие элементы народного быта и знакомящие с домашними животными. Дети любят рассматривать книжные иллюстрации, альбомы, изготовленные нами. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Потешки – песенки сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки», «Сорока»).В этих играх есть «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького- мизинчика, но лентяя. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это до него доходит смысл потешки. С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку- как нужно сделать так, чтобы хорошо и правильно? Потешки мы используем во всех режимных процессах: умывание, кормление, сон, прогулка, и др. Правильная подобранная потешка помогает нам устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить вместе с нами, приговаривая : «Не плачь, не плачь, куплю калач». В потешках и песенках оживают явления природы: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко- ведрышко», действуют животные: кисонька- мурлысонька, сорока- белобока, курочка- рябушечка и т. д.

Прибаутки своим содержанием напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке- Рябе, что «просо сеяла, горох веяла», о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку. Многообразны и ярки ритмы прибауток В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном: Тили- бом, тили- бом,

Загорелся кошкин дом…

В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:

А чу-чу, чу-чу, чу-чу!

Я горох молочу!

К числу прибауток относятся и небылицы- перевертыши- особый вид песен –стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила….

Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Мы играем в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Дети очень хорошо их воспринимают и играют песенные хороводы, например игра- забава «Моя доченька».

Большое внимание мы уделяем народной сказке. Содержание первых сказок направлено на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживанию герою или другим персонажам. Сказка развивает речь, фантазию, а также духовно-нравственные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает детей. Также большое внимание мы уделяем народным играм, распеваем заклички.

Значение рассмотренных выше форм работы с детьми младшего дошкольного возраста трудно переоценить. Дети приобщаются к культуре своей страны и родители в свою очередь должны приобщится к истокам русской национальной культуры. Поэтому мы провели родительское собрание на тему «Приобщение детей к культурно-ценностным ориентациям через народный фольклор в семье», а также круглый стол на тему «Сказка как средство воспитания детей», индивидуальные беседы. Для привлечения родителей к совместной деятельности нами проводились конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок.

Наша работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они закрепляют дома разученный детьми материал, помогали создавать предметно- развивающую среду в группе, готовили декорации для театра. Нами был сделан подбор методической литературы, художественной литературы со сказками, потешками согласно возрасту детей. Ведется совместная работа с музыкальными работниками БДОУ.

Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление. Развитие речи детей раннего возраста через устное народное творчество помогает лучше адаптироваться в окружающем мире, пополняет активный и пассивный словарь, развивает художественно- эстетические, познавательные способности детей раннего возраста.

Публикации по теме:

«Создание условий для формирования коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста». Использование игровых упражнений и шуточных стихов для разрешения конфликтных ситуаций. Актуальность формирования коммуникативных навыков.

Дидактическая игра для формирования нравственных качеств личности детей 3–4 лет «Порадуй солнышко»Дидактическая игра для формирования нравственных качеств личности детей 3–4 лет «Порадуй солнышко» Игра цель:учить здороваться при встрече, развивать нравственные навыки. Ход игры: Дети должны при входе порадовать солнышко, приклепив на.

Формирование духовно-нравственных начал у детей дошкольного возраста Духовное воспитание. Духовное возрождение. Духовное наследие. Эти сочетания постепенно уходили из жизни нашего общества, уходили в историческое.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста Нравственное воспитание деток дошкольного возраста является одной из сложнейших задач обучения в критериях современного дошкольного образовательного.

Образовательные ситуации как средство и условие формирования конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени.

Познавательно-творческий проект «Фольклор в театрализованных играх детей младшего дошкольного возраста» Вид проекта: творческий, групповой Базисный компонент: работа по проекту проводится в рамках разделов программы Вераксы: «От рождения до.

Проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста» Паспорт проекта 1. Наименование проекта «Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного.

Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возрастаСоздание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста Для полноценного развития детей необходимо обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание в детском саду. Поэтому необходимо.

Возможности сказки как средства формирования отзывчивости у детей Сказка - один из фольклорных жанров. Сказочные сюжеты, по мнению К. Г. Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 февраля 2016 в 19:12
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Маслова (УИ 490245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД