Наталья Маслова
Фольклор как средство формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Маслова Н. В., Кулагина Е. В
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Омска «Центр развития ребенка-детский сад №356»
«Фольклор как средства формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребенка, стартовый период высоких человеческих начал. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей- главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.
Публикация «Фольклор как средство формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Когда ваш ребенок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте: он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали ему сказки. И это воспоминание согреет ему душу!»
В. Сухомлинский.
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если и воспитатели наполняют жизнь малыша светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал. Русский фольклор- яркий, живой образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают детей не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведения народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, разностороннее содержание воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Знакомя детей с пословицами, поговорками, сказками, загадками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно – эстетическим ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период. Работа по ознакомлению с устным народным творчеством проводится через интеграции образовательных областей, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. Фольклорный материал распределяется с учетом возрастных возможностей детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются “ малые фольклорные формы”- потешки, загадки, считалки, короткие сказки, песенки, подговорки, уговорушки и т. д.
Для положительных результатов в работе по данной теме, нами были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно: образовательная деятельность проводится в группе оформленную по тематике занятия, в музыкальном зале с использованием атрибутов мини- музея «Русская изба». Атрибуты в «избу» собирали всем садом : печка, сундуки, люлька, самовар, лапти, деревянные ложки и д. р. Постоянные обитатели избы самодельные куклы, сделанные своими руками, кошка на печи, кукла бабушка Матрена в русском сарафане. Для наглядности используем костюмы, куклы в разных нарядах, иллюстрации, предметы русского прикладного искусства. Благодаря созданию особой благоприятной среды и настроение в «избе» особенное. Здесь по другому звучат народные песни и сказки. В своей работе мы используем разные виды театра, разыгрываем короткие народные произведения с помощью настольного, пальчикового театров, что особенно нравится детям. Дети не только запоминают потешку или сказку но и сами с большим удовольствием обыгрывают ее. Они учатся двигаться, говорить например как лисичка или медведь или как зайка и т. д. Даже очень неуверенные в себе дети учатся выступать перед своими товарищами. Детям очень нравятся потешки, отражающие элементы народного быта и знакомящие с домашними животными. Дети любят рассматривать книжные иллюстрации, альбомы, изготовленные нами. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Потешки – песенки сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки», «Сорока»).В этих играх есть «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького- мизинчика, но лентяя. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это до него доходит смысл потешки. С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку- как нужно сделать так, чтобы хорошо и правильно? Потешки мы используем во всех режимных процессах: умывание, кормление, сон, прогулка, и др. Правильная подобранная потешка помогает нам устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить вместе с нами, приговаривая : «Не плачь, не плачь, куплю калач». В потешках и песенках оживают явления природы: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко- ведрышко», действуют животные: кисонька- мурлысонька, сорока- белобока, курочка- рябушечка и т. д.
Прибаутки своим содержанием напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке- Рябе, что «просо сеяла, горох веяла», о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку. Многообразны и ярки ритмы прибауток В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном: Тили- бом, тили- бом,
Загорелся кошкин дом…
В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:
А чу-чу, чу-чу, чу-чу!
Я горох молочу!
К числу прибауток относятся и небылицы- перевертыши- особый вид песен –стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила….
Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Мы играем в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Дети очень хорошо их воспринимают и играют песенные хороводы, например игра- забава «Моя доченька».
Большое внимание мы уделяем народной сказке. Содержание первых сказок направлено на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживанию герою или другим персонажам. Сказка развивает речь, фантазию, а также духовно-нравственные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает детей. Также большое внимание мы уделяем народным играм, распеваем заклички.
Значение рассмотренных выше форм работы с детьми младшего дошкольного возраста трудно переоценить. Дети приобщаются к культуре своей страны и родители в свою очередь должны приобщится к истокам русской национальной культуры. Поэтому мы провели родительское собрание на тему «Приобщение детей к культурно-ценностным ориентациям через народный фольклор в семье», а также круглый стол на тему «Сказка как средство воспитания детей», индивидуальные беседы. Для привлечения родителей к совместной деятельности нами проводились конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок.
Наша работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они закрепляют дома разученный детьми материал, помогали создавать предметно- развивающую среду в группе, готовили декорации для театра. Нами был сделан подбор методической литературы, художественной литературы со сказками, потешками согласно возрасту детей. Ведется совместная работа с музыкальными работниками БДОУ.
Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление. Развитие речи детей раннего возраста через устное народное творчество помогает лучше адаптироваться в окружающем мире, пополняет активный и пассивный словарь, развивает художественно- эстетические, познавательные способности детей раннего возраста.