Татьяна Бичикова
Консультация для педагогов «Самообразование педагогов в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самообразование педагогов в ДОУ»
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
-Изучение учебной и научно-методической литературы;
Публикация «Консультация для педагогов „Самообразование педагогов в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
-Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
-Изучение новых программ и педагогических технологий;
-Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
-Повышение общекультурного уровня.
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ.
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
формирование основ педагогического мастерства;
развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
проявление творческого потенциала педагога;
пропаганда своих достижений;
развитие исследовательской деятельности.
Тематикой самообразования также может быть :
одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. (Примерный план самообразования : Приложение 3). Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога.
Результативность этапов работы по самообразованию :
1 этап – организационно-ознакомительный.
Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
2 этап – основной.
Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
3 этап – заключительный.
Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).
Сформированность определенных личностных качеств:
Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях, консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования. Можно отметить, что при условии неформального подхода к самообразованию, активность педагога резко возрастает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться с ними с другими участниками педагогического процесса.
Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для реше-ния задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как педагог приобретет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность реализовать полученные знания на практике.
Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогические ситуации, изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность собственной деятельности.
Потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься поисковой, исследовательской и экспериментальной работой.
Повышение профессионального статуса педагога :
Повышение или подтверждение категории.
Формы успешности педагога (признание администрации, родителей, коллег).
Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.
Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во вторых, позволяет учитывать коллективный опыт наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества.
Примерные темы для самообразования
- «Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни посредством сотрудничества ДОО в социуме»
-«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
-"Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
- «Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия»
-«Развитие креативности дошкольников посредством оригами»
-«Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур»
-«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
-«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
-«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-«Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе»
-«Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста»
-«Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста»
-«Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
-«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
-«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
-«Детский мастер-класс как средство индивидуального развития ребёнка»
-«СТЭМ-технология как средство развития творческих способностей детей»
-«ТРИЗ технология в развитии речи детей»