Смутова Елена
Консультация для педагогов «Ритмическое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмическое развитие детей
Визуальная и звуковая среда, создаваемая человеком на протяжении многих веков, постоянно воздействует на ребенка. Негативное влияние оказывает ритмическое однообразие, монотонность социальной среды. Именно так воздействуют пространственно-визуальные ритмы городской среды. Монотонный ритм «спальных» районов современных городов, как утверждают психологи, может вызвать тоску, агрессию, чувство одиночества. Цивилизованный человек должен быть ритмичен, его действия целесообразны и оптимальны, но многие современные дети не ритмичны. Ритмичность бывает врожденной. Чаще она воспитывается с детства: ритмичные покачивания, потешки, песенки, колыбельные, ритмичные игры необходимы для ее становления (Е. Р. Баенская). Но большинство современных родителей не осознают этой важности. В результате современные дети, недополучившие воспитание ритма, позже начинают говорить и хуже пишут. В древнерусском языке слова ритмичный и правильный указывались как синонимы (Ф. А. Абрамов).
Публикация «Консультация для педагогов „Ритмическое развитие детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Известна зависимость умственного развития ребенка от его ритмичности как качества личности. Об этом подробно писал еще в начале века К. Бюхер. Хаотичность и нерациональность движений отмечается у племен, которые находятся на низкой стадии развития.
Ритмичность зависит от психического состояния и здоровья человека. Это ярко проявляется у детей. На основе результатов многолетнего исследования проблемы ритмов в деятельности детей дошкольного возраста в обычных и коррекционных классах начальной школы и группах детского сада пришли к следующим выводам. Дети, отстающие в умственном развитии, с трудом выполняют ритмические упражнения, как индивидуальные, так и групповые. Для выполнения самых легких ритмических заданий им требовалось много времени. Это касалось и ритма трудовых действий, и графического ритма, и музыкального ритма, то есть ритмичности как качества личности.
Объяснить подобное явление можно следующими причинами. Любые внутренние зажимы приводят ребенка к «тугодумию», к мышечной несвободе, то есть его сущность подавляется и блокирует центры головного мозга. Ритмами человека управляет левое, «логическое», полушарие мозга.
В работах многих современных авторов говорится о том, что ритм синхронизирует работу клеток мозга, объединяя их активность в единый ансамбль. Прекрасно известно, что воспринимать ритм можно с любого органа чувств, а воспроизвести его можно с помощью любого двигательного исполнителя. Тестирование способности ребенка воспроизвести тот или иной ритм входит в состав блока тестов по определению готовности ребенка к школе, к обучению письма (В. А. Корнеев, А. В. Семенович, при задержке психического развития, при дисграфии. (Методика написания палочек под ритм).
По мнению А. Менегетти, природа сообщает нам значительную, глубинную, многоаспектную информацию, или, иначе, сигналы, что является своего рода тестом на определение психического, биологического, химического состояния организма. Ребенок живет реальностью всего своего тела, всех своих чувств, пронизанных разнообразными ритмами. Нарушение любых процессов, на любом уровне (соматическом, психическом, ментальном) приводит ребенка к аритмичности.
Ритм в основе своей имеет моторную природу. Об этом говорят все фундаментальные экспериментально-психологические исследования, посвященные чувству ритма
Согласно Р. Штайнеру "ритм является носителем здоровья", как вообще всех жизненных процессов.
Ребенок пронизан ритмами. Ритм можно чувствовать, слышать и даже видеть. Еще В. М. Бехтерев в процессе своих исследований сделал вывод о том, что музыкальный ритм способен установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокоить слишком возбужденных ребят и растормозить замедленных, избавить их от неправильных и лишних движений.
В настоящее время доказано, что ритмичность имеет довольно широкий диапазон проявлений - от деятельности отдельных клеток организма до сложнейших форм интеллектуальной активности.
Чувство ритма, умение ему следовать, напрямую связаны с возможностью воспринимать информацию, установили американские ученые.
Люди с хорошо развитым чувством ритма более восприимчивы к процессам, связанным с восприятием речи. К таким выводам пришли ученые из Северо-Западного Университета. Профессор Нина Краус и ее коллеги изучали зависимость между умением удерживать ритм и реакцией головного мозга. Как оказалось, ритмичные движения под музыку приводят к согласованной работе тех частей мозга, которые отвечают за слух и речь.
Умение удерживать ритм облегчает обучение чтению.
Ритмическое фантазирование является одним из основных способов сохранения и восстановления естественных (природных) ритмов ребенка, освоения визуальных и аудиальных ритмов, а также овладения ритмами мыслительных процессов.