Ирина Антонова
Консультация для педагогов «Развитие сенсомоторики для детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
для детей старшего дошкольного возраста
Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие сенсомоторики для детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.
В предлагаемом материале ставятся следующие задачи и, соответственно, выделены следующие разделы:
1. Развитие общей и мелкой моторики.
2. Сенсорное развитие.
Занятия в предлагаемой статье составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. В каждое занятие включены задачи обоих разделов.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики направлены на развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребенка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия и др., на развитие свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, времени и пр., на повышение функционального уровня систем организма (тренировка дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизация обменных процессов, формирование осанки).
Занятия проводятся преимущественно в игровой форме.
Эффективность занятий определяется по следующим показателям:
•общее оздоровление, укрепление организма, развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки; развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений и др., развитие организованности, дисциплины;
•совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий, формирование аналитического восприятия;
•развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
Первая группа упражнений направлена на повышение функционального уровня систем организма, энергетического потенциала.
1. Дыхательные упражнения.
•четырехфазные дыхательные упражнения (3-5 раз, содержащие равные по времени «вдох-задержка-выдох-задержка»;
•соединение дыхания и движения.
Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно, что успокаивает и способствует концентрации внимания. Со временем отмечается увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение; под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
1. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:
•хлопки (ладонями, кулаками);
•самомассаж головы;
•самомассаж ушных раковин;
•самомассаж стоп;
•массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).
Данные упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают психику.
1. Оптимизация тонуса и обучение релаксации.
Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекционной работы. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказывается на общем ходе его развития.
Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка. Оно сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для детей с гипертонусом характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность.
1. Работа с локальными мышечными движениями:
потягивания;
перекаты головы;
упражнения для плечевых суставов;
разминка и расслабление рук;
повороты в стороны;
упражнения для ног.
Эти упражнения позволяют лучше почувствовать разминаемую часть тела и потренироваться в управлении ею. При выполнении этих упражнений последовательно сверху вниз разминаются определенные группы мышц.
1. Повышение устойчивости.
Повышение устойчивости связано с развитием равновесия, т. е. «чувства опоры». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с опорой, в данной ситуации с полом; необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени; голова; позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.
1. Работа с патологическими ригидными телесными установками:
•отработка глазодвигательных упражнений;
•тренировка нижней челюсти;
•тренировка губных мышц;
•тренировка мышц языка.
Вторая группа упражнений направлена на коррекцию следующих недостатков:
- бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координаций;
- обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;
- несформированность пространственных представлений.
1. Развитие чувства ритма.
2. Развитие перцептивных и мнестических возможностей:
•развитие зрительной, тактильной и слуховой чувствительности;
•перевод из модальности в модальность, межмодальный синтез и запоминание:
- перевод из тактильной в зрительную модальность;
- перевод из тактильной в речевую модальность;
- перевод из зрительной в тактильную модальность;
- перевод из зрительной в речевую модальность (развитие памяти упражнения связаны с запоминанием и последующим воспроизведением последовательности элементов в определенном порядке).
1. Формирование пространственных представлений:
•формирование пространственной дифференциации самого себя, представления о схеме тела (каждое направление: вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо) – связывается с определенными движениями и закрепляется через них);
•работа с кубиками, разрезными картинками, пазлами;
•работа с графическими схемами (двигательный и графический диктанты).
1. Динамическая организация двигательного акта (связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений).
2. Развитие ловкости:
•бег;
•прыжки;
•упражнения с мячом;
1. Развитие внимания (упражнения строятся по следующему принципу: задаются условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на подаваемый сигнал соответствующей реакцией).
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто умение правильно называть то или иное свойства предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.
Поэтому такое большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Также решаются задачи развития восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.
Игры, задания, используемые для развития каждого вида восприятия, даются в соответствии с этапами формирования перцептивных действий, с постепенным усложнением. Сначала даются игры с реальными предметами, потом – с моделями предметов и в завершение – игры и задания на зрительное различие или узнавание свойства предметов.
Выбор заданий определяется уровнем сенсорного развития детей.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ:
Тема: «Определение формы предметов»
Тема: «Геометрические фигуры»
Тема: «Величина. Сравнение предметов по высоте»
Тема: «Величина. Сравнение предметов по длине»
Тема: «Ориентировка на плоскости»
Тема: «Ориентировка в пространстве. Кто что видит».
Тема: «Конструирование из геометрических фигур. Составление фигуры – силуэта зайца (сидящего на задних лапах)».
Тема: ««Конструирование из геометрических фигур. Составление фигуры – силуэта зайца (бегущего)».
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ОРИЕНТИРОВКА НА ПЛОСКОСТИ»
Программное содержание:
- развитие общей и мелкой моторики;
- обучение установлению и воспроизведению отношений взаимного расположения геометрических фигур на плоскости – вверху (над, внизу (под, слева, справа;
- активизация в речи слов, обозначающих пространственное расположение предметов.
Оборудование:
- две таблицы с геометрическими фигурами – одна фигура нарисована посередине, и вокруг нее (вверху, внизу, слева и справа) по одной фигуре;
- лист бумаги и модели геометрических фигур (прямоугольник, овал, квадрат, круг, треугольник);
- разрезные картинки.
Ход занятия:
I. Упражнения по развитию моторики:
Дыхательное упражнение.
Стимулирующее упражнение.
Потягивание.
Перекаты головы.
Упражнения для плечевых суставов.
Разминка и расслабление рук (вращение рук в плечевом, локтевом, лучезапястном суставе – вперед и назад, встряхивание рук, как будто с них стряхивают воду).
II. Работа по теме:
«Зрительный диктант»: внимательно рассмотреть таблицу, запомнить расположение геометрических фигур и разместить свои фигуры на листе точно так же (чтобы все правильно запомнить, нужно рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала отметить фигуру, расположенную в середине, затем вверху и внизу, слева и справа).
Вопрос к детям: «Кто хочет рассказать, как расположены фигуры?»
После этого таблицу поворачивают обратной стороной к детям.
Выполнив задание, ребята рассказывают, как они поместили фигуры, сверяют свои результаты с образцом, исправляют ошибки.
Если упражнение выполнено успешно, можно провести аналогичную работу со второй таблицей.
III. Физкультминутка:
Руки вверх – в кулачок, разожми и на бочок…
Руки в стороны - в кулачок, разожми и на бочок…
Руки вперед - в кулачок, разожми и на бочок…
Руки назад - в кулачок, разожми и на бочок…
Руки вниз - в кулачок, разожми и на бочок…
Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения пальцами или руками.
IV. Работа в тетради:
Расположить на листе модели геометрических фигур, обвести их и заштриховать (в середине листа – круг, справа от него – квадрат, слева от круга – прямоугольник, вверху – овал, внизу – треугольник).
V. Составление разрезных картинок:
Рассмотреть образцы.
- Что изображено на картинке?
- Что расположено слева, справа, внизу, вверху, в середине?
Составить такую картинку, описать её.
VI.Подведение итогов занятия.