Татьяна Лукьянова
Консультация для педагогов «Развитие литературно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие литературно-творческих способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.
Цель нашей работы: приобщение детей к художественной литературе, развитие художественно-литературных способностей через речевые игры и упражнения
Следовательно задачами будут:
Развивать интерес детей к художественной литературе
Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
Продолжать совершенствовать художественно - речевые исполнительские навыки детей при чтении
Что же такое художественно литературные способности?
С помощью художественной литературы у детей дошкольного
возраста развиваются такие художественно – литературные способности как :
1. Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
2. Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
3. Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.
4 .Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,
рассказов,стихотворений.
Способность рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
Таким образом, можно отметить, что использование в современной
речи разного рода художественных произведений определяет
возможность эффективного и плодотворного развития речи дошколь-
ников, способствует пополнению словарного запаса, формируя
коммуникативную культуру дошкольника.
В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью.
В средней группе Воспитатель обращает внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос.
При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.
В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. К этому возрасту дети уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание.
При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки.
Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.
. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.
Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий и упражнения. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.