Елена Панина
Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи детей с ОНР. Дидактические игры и приемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования связной диалогической речи детей остается одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Я. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие диалогической речи детей с ОНР, Дидактические игры и приемы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ОНР фактически лишены возможности словесной коммуникации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.
Нередко дети с ОНР стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них выделяются:
– быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к
прекращению беседы;
– отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
– непонимание собеседника – дошкольники не стараются вникнуть в то, что
им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не
способствуют продолжению общения.
Основным методом формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста, по мнению А. Г. Рузской является беседа. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь, умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей.
Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.
О. Я. Гойхман в своих работах отмечает, что с беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество - как метод развития диалогической речи. В совместном со взрослым рассказывании используется следующий прием : взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Используя этот метод мы проводим такие игры как «Я начну, а ты продолжи», «Составь предложение». Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин.
Беседа –организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
В беседе педагог :
1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о
жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под
руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не
отвлекаясь от темы беседы;
4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы
педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и
понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу
отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно
громко и отчетливо, чтобы все слышали.
Согласно примерной адаптивной основной образовательной программе для детей с ОНР, которая строиться в соответствии с ФГОС под редакцией Н. В. Нищевой детям рекомендуют развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
В результате поставленных задач перед нами -
В логопедической работе стараемся применять разнообразные игровые приемы и дидактические игры, так как дидактические игры способствуют формированию у детей общению, а за тем развивают и диалогическую речь.
Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр. Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.
В процессе организации дидактических игр у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют взаимные симпатии.
В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр : лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки и др. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно.
Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками имеют словесные дидактические игры. с небольшими подгруппами детей (2—3 человека. В таких играх - правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.
Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме. К игровым упражнениям в диалоге можно отнести :
• любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую,
драматизацию, правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое
взаимодействие, обмен высказываниями;
• передачу литературных текстов по ролям.
В своей работе используем такие игры как «Сказки – небылицы». Адаптировали игру с учётом речевых и познавательных возможностей детей «Телефон», «Съедобное несъедобное». Цель: развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога : не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Для развития диалогической речи, можно выделить
следующие виды игр:
Сюжетно-ролевая игра - данный вид игр называют творческими, так как
при развёртывании игры происходит не копирование действий, а творческое
осмысление, воспроизведение в создаваемом образе, игровых действиях. А С/Р игру дошкольников с ОНР можно охарактеризовать как игру «рядом», во время игры общения не наблюдается. Потому что на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, дети с ОНР фактически лишены возможности словесной коммуникации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Для организации и проведении такой игры необходимо руководство взрослым.
Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. («Гуси –лебеди», «Краски», «Садовник», «Плетень»).
Театрализованная игра –В процессе игр данного вида происходит формирование умений при помощи изобразительных средств (интонация, мимика, жесты) точного воспроизведения идеи художественного
произведения и авторского текста. Данный вид игр является достаточно
сложным, поэтому необходимо постоянное участие взрослых.
Поскольку Игра является ведущей деятельностью на протяжении дошкольного возраста. И именно этот вид деятельности является наиболее эффективным методом развития диалогической речи.