Галина Паничкина
Консультация для педагогов «Режиссерская игра»
▼ Скачать +Заказ
Режиссерские игры – разновидность самостоятельных сюжетных игр. Параллельно с формированием навыков совместной игры продолжается развитие индивидуальной игры с игрушками. Она является особой формой игровой деятельности ребенка, которая дает ему возможность применить социальный опыт в игре с куклой: кукла, в отличие от партнера – ребенка, не требует высокого уровня развития общения, т. е. здесь не надо одновременно учитывать четыре позиции: собственную, своего персонажа, партнера по игре, позицию его роли.
Публикация «Консультация для педагогов „Режиссерская игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режиссерские игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Носителями ролей в индивидуальной режиссерской игре выступают игрушки (куклы, звери) и другие предметы. В отличие от совместной игры, где ребенку приходится учитывать позицию партнера, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом ребенок учится смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставит себя на место конкретного персонажа.
Дети в индивидуальной игре чувствуют себя более свободно.
Режиссерская игра представляет собой основную форму индивидуальной игры дошкольников в возрасте от четырех с половиной до семи лет. Наряду с обычными игрушками, дети шестого-седьмого года жизни используют различные предметы-заместители. Следует подчеркнуть: если младшие дошкольники использовали предметы-заместители исключительно для обозначения неодушевленных предметов (например, палочка вместо ложек, кубик вместо куска мыла, то старшие часто вводят их для замещения того персонажа игры, на роль которого нет подходящей куклы. Например, вместо бегемота – длинная подушка, вместо змеи – длинная веревка или шнурок. Нередко, наряду с обычными игрушками, используются и воображаемые предметы. Узнать об этом можно, внимательно вслушиваясь в речь ребенка во время игры.
Не принимая на себя никакой роли, ребенок выполняет функцию режиссера : проговаривает реплики всех действующих лиц, оценивает происходящее с точки зрения каждого героя.
Индивидуальная игра способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических функций.
Режиссерская игра появляется раньше совместной сюжетно-ролевой игры, т. к. для ее существования не требуется высокого уровня развития игрового общения. Однако такие ее особенности, как наличие воображаемой ситуации, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных отношений в игровой форме, и дают возможность отнести игру к сюжетно-ролевому виду. В дальнейшем, режиссерская игра и совместная сюжетно-ролевая развиваются параллельно, обогащая и дополняя друг друга.
В режиссерской игре присутствует ярко выраженный творческий характер, в ней отчетливо проявляются индивидуальность ребенка, его личные качества.
Анализ режиссерской игры позволяет судить не только о ее зрелости и сформированности, но и об особенностях представлений ребенка о мире, его отношений к людям, о его собственной жизненной позиции.