Оксана Гуськова
Консультация для педагогов «Речевая активность детей раннего возраста посредством фотографии»
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития речевой активности детей раннего возраста большое значение имеет работа с фотографиями. Использование фотографий имеет даже некоторое преимущество перед игрушкой. Дети, рассматривая фото, охотнее говорят, в то время как игрушкой им, прежде всего, хочется поиграть, а не рассказывать о ней.
Дети раннего возраста лучше воспринимают фотографии, чем картинки, чему способствуют:
- во-первых, фотографии изображают реальный предмет;
- во-вторых, на фотографии дети видят знакомые игрушки, знакомых взрослых, детей;
Публикация «Консультация для педагогов „Речевая активность детей раннего возраста посредством фотографии“» размещена в разделах
- в-третьих, фотографии вызывают у них интерес, положительные эмоции.
Все это способствует речевой активности. Например, при рассматривании фотографии с изображением какого-нибудь знакомого детям сюжета, они оживляются, так как узнают на фотографии себя или других детей. У детей возникает потребность в речевом общении друг с другом по поводу того, что они увидели.
В работе с детьми раннего возраста целесообразно использовать подборки фотографий :
- предметных - по лексическим темам;
- сюжетным – по времена года, профессиям, простой сюжет;
- дидактическим - по дидактическим играм и занятиям с использованием фотографий.
Эта работа положительно влияет на развитие речи детей, их представления о бытовых и природных явлениях, социальную адаптацию детей.
Дидактические игры с использованием фотографий.
Катины игрушки
Цель: находить и называть изображенные на фотографии игрушки.
Оборудование: конверт, фотографии игрушек, кукла.
Воспитатель обращает внимание детей на куклу, говорит, что кукла как и дети любит играть и хочет, чтобы дети отгадали, какие игрушки у нее есть. Затем воспитатель достает из конверта фотографии игрушек, называет одну из игрушек, ребенок находит ее среди других (сначала среди двух, затем 3-4). Педагог побуждает ребенка назвать игрушку.
Найди игрушку
Цель: поддерживать у детей интерес к снимку; закреплять умение соотносить предмет и его изображение на фотографии; активизировать словарь по теме «Игрушки».
Оборудование: короб с игрушками (кукла, машина, пирамидка, собачка и др., вертолина с соответствующими фотографиями.
Воспитатель предлагает детям посмотреть фотографии, расположенные на вертолине, назвать каждую и найти в коробе соответствующую игрушку. Когда все предметы будут соотнесены с фотографиями, вводится обобщающее понятие. Затем уточняется название предметов и действия с ними.
Игрушки для Маши и Даши
Цель: учить сопоставлять предмет, изображенный на фотографии с картинкой.
Оборудование: две куклы, фотографии игрушек, картинки.
Воспитатель обращает внимание детей на кукол, называет их имена и говорит, что куклы любят играть в одинаковые игрушки. Например, Маша любит играть с зайкой. Просит ребенка найти на фотографии зайку. Ребенок выполняет задание и кладет фотографию около куклы Маши. После этого воспитатель говорит, что кукле Даше тоже нужен зайка, но такой фотографии больше нет и нужно найти зайку на картинке.
Сделай то, что видишь
Цель: учить детей воспринимать действия, которые они видят на фотографиях, называть и отображать их; закреплять умение отвечать на вопросы; развивать игровые навыки.
Оборудование: фотографии с простым сюжетом (девочка кормит куклу, мальчик играет на барабане, мальчик качается на лошадке, девочка укладывает куклу спать). Игрушки: кукла, кукольная посуда, барабан, лошадка - качалка, кроватка.
Воспитатель предлагает каждому ребенку рассмотреть фотографию, назвать увиденное действие, выполнить то же самое, используя для этого необходимые предметы и сказать, что он делает.
Отображение эмоций
Цель: учить узнавать эмоциональное состояние и передавать его мимикой; воспитывать положительные эмоции.
Оборудование: фотографии, отображающие эмоциональное состояние (ребенок веселый, ребенок грустный).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии, на которых ребенок находится в разном эмоциональном состоянии. Дети называют состояние ребенка и отображают увиденные эмоции. Воспитатель предлагает детям не грустить, а только улыбаться - ведь улыбка будет радовать всех.
Наш альбом.
Цель: социальная адаптация: учить узнавать на фотографиях себя и детей из группы; формирование пространственных отношений; обучение пониманию и употреблению предлогов «рядом», «около».
Оборудование: альбом - наборное полотно, фотографии детей.
Воспитатель показывает детям альбом для фотографий, обращает внимание детей на солнышко (аппликация на альбоме, которое грустное потому, что в альбоме нет фотографий. Предлагает детям посмотреть фотографии, выбрать каждому свою и поместить ее в альбом. Обращает внимание детей на то, что солнышко засияло весело, оно радуется, что фотографии лежат на своих местах.
Затем воспитатель показывает общую фотографию. Предлагает детям перечислить всех детей и взрослых, изображенных на снимке; ответить, кто сидит рядом с Таней, Соней, Сережей? Около кого стоит Кирилл, Алена, Степа?
Что умеет делать кошка
Цель: расширять словарный запас глагольной лексикой.
Оборудование: фотографии, изображающие кошку в разных состояниях действия.
Воспитатель рассказывает детям о кошке, просит показать фотографию, где кошка, например, спит и т. д. Затем спрашивает детей, что же умеет делать кошка. Дети отвечают и показывают соответствующие фотографии.
Животные и их детеныши
Цель: уточнить знания о домашних и диких животных; закрепить понятия «большой» - «маленький»; учить находить на фотографии взрослых животных и их детенышей; развивать пассивный и активный словарь по теме.
Оборудование: фотографии животных с детенышами.
Воспитатель рассказывает детям о «больших» и «маленьких» в животном мире. Рассказ сопровождается показом фотографий. Отмечаются особенности животных. Дети берут по одной фотографии и называют животного и детеныша. Если у ребенка возникают затруднения, воспитатель называет сам, а ребенок повторяет за ним.
Времена года
Цель: познакомить с характерными признаками осени; учить составлять простые предложения по фотографии.
Оборудование: фотографии, изображающие различные времена года.
Дети рассматривают фотографии. Во время рассматривания подчеркивается, что на фотографии изображена осень, отмечаются признаки осени. На наборное полотно выставляются фотографии с изображением разных времен года. Предложить детям отобрать только те фотографии, где изображена осень. С помощью воспитатель дети составляют предложения.