Анастасия Чуева
Консультация для педагогов «Развивающие игры Воскобовича как технология осуществления преемственности между ДОУ и школой»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день в условиях работы педагогов ДОУ и начальной школы в условиях федеральных государственных образовательных стандартов большое значение придается преемственности в работе детского сада и школы как условию успешной адаптации детей к школьному образованию. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду.
Темочки:
- Воскобович В.В. Консультации для педагогов
- Воскобович, В.В. Игры, пособия, занятия
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Сегодня хотелось бы рассказать о технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Педагоги постоянно используют развивающие игры Воскобовича в ходе образовательной, самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности (мастер-классы, родительские собрания).
В чем же особенности игр Воскобовича?
1. Игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Они интересны и для трехлеток, и для семилеток, и даже для учеников средней школы. Для малышей предусмотрены несложные одно- или двухшаговые упражнения, для старших ребят есть сложные многоступенчатые задачи.
2. Одна игра дает возможность решать множество образовательных задач. Ребенок одновременно осваивает буквы, цифры, учится различать цвет, форму, тренирует память, внимание, развивает мышление, воображение, а также тренирует мелкую моторику руки.
3. В играх Воскобовича заложен огромный творческий потенциал. Ребенок имеет возможность осуществлять свои творческие задумки в реальность.
4. Все игры Воскобовича имеют сказочную огранку. Ребенку намного интереснее играть не просто с квадратами и треугольниками, а с Нетающими Льдинками или разноцветными паутинами Паука Юка. Вместо того, чтобы изучать дроби, ребенок разгадывает Секреты Чудо-Цветика, в чем ему помогает Малыш Гео. Новое и необычное всегда лучше привлекает внимание и легко запоминается.
Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интригует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Ребенок образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Взрослый – это равноправный партнер в игре, которая «сама» занимается обучением.
Игры не просто учат «читать-считать», они развивают такие качества личности-творца, как оригинальность и творческое мышление, дивергентность суждений, а также учат человеческим взаимоотношениям.
Чтобы немного понять, как это все действует на практике, предлагаю вам познакомиться с некоторыми самыми популярными играми Воскобовича.
Коврограф «Ларчик» — это игровое поле из ковролина размером 1 Х 1 м с нанесенной на него сеткой и различные приложения. Большая сила сцепления ковролина с контактной лентой позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные липучки», «Эталоны цвета», «Буквы, цифры». Оригинальные элементы: зажимы, кармашки, кружки, веревочки, стрелки, круговерты обеспечивают разнообразие, наглядность и динамичность занятий. Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей, так и педагогов и подходит для индивидуальных и групповых занятий. Коврограф с приложениями- уникальное пособие, избавленное от многих недостатков школьной доски и фланелеграфа. «Ларчик» позволяет максимально упростить, сократить подготовительный этап работы и проводить интересные, оригинальные, эффективные игровые упражнения, направленные на математическое развитие детей, ознакомление их с окружающим миром, развитие психических процессов.
«Геоконт».
Игра представляет собой дощечку с гвоздиками и сопутствующую сказку про Малыша Гео, Ворона Метра и дядю Славу. На игровом поле нанесена координатная сетка. На гвоздики надевается разноцветная резинка – паутинка. Таким образом, можно получить различные контуры геометрических фигур. Дети могут строить фигурки по примеру взрослого, более старшие дети отображают схемы-образцы или словесные модели взрослого. В процессе игры в 1 классе формулируют понятия о геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, ломаная, квадрат, треугольник и т. д, во 2 классе подробно узнают об их свойствах, в 3-4 классах решают задачи на вычисление периметра и площади геометрических фигур. Ученики средней школы с помощью такой игры доказывают теоремы. В игре Геоконт особенно хорошо прослеживается предметно – практическая деятельность. Ученик моделирует не только формы, но и пространственные образы, учится взаимному расположению предметов, сравнивает величины, применяет математические термины, решает логические задачи.
Замечательным дополнением к Геоконту является Геовизор. Он представляет собой блокнот на пружине и состоит из двух листов: подложки – картона и пленки ПВХ.
На пленке имеются отверстия на направляющих стрелках. Это своеобразная система координат. Ребенок может рисовать маркером на водной основе на листе, который можно положить под пленку. Получившееся изображение по координатам без труда выкладывается на Геоконте. На Геовизоре можно проводить графические диктанты, ведь у каждой направляющей есть буквенное и цифровое обозначение. С помощью координатной сетки дети учатся рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле.
Прозрачный квадрат - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата. Игра способствует освоению названий и структуры геометрических фигур, их размера; умению составлять геометрические фигуры из частей, пониманию соотношения целого и части; умению конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок; развивает внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
«Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков - очень компактная, удобная конструкция.
Устройство кубиков-теремков позволяет превратить процесс обучение чтению в серию увлекательнейших игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» превратится в «мёд».
Эрудиты-шнуровки «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик»
Красивая ромашка, дерево или снеговик помогут ученикам составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить 200 слов. Игра-шнуровка развивает у детей сообразительность, навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.
«Читайка на шариках» Данная развивающая игра Воскобовича является эффективной методикой для обучения и закрепления навыков чтения. Это своеобразная книжка-раскладушка позволяет формировать слова различного уровня сложности. Если загибать уголки по белым линиям, то можно прочитать слова, состоящие из двух-трех букв – это желтые шарики. На красных шариках образуются слова из трех или четырех букв и т. д. Также «Читайка на шариках» позволяет составлять из полученных слов совершенно новые слова. Таким образом, можно составить около 130 новых слов. Игровое пособие прививает интерес к чтению, расширяет словарный запас, учит конструированию, помогает выучить звуки и буквы
Игровизор представляет из себя своеобразный альбом формата А4, состоящий из двух листов, скрепленные пружиной: нижний картонный и верхний из пленки ПВХ.
Достаточно подложить под пленку прописи, лабиринты или раскраску, ребенок сможет обвести контуры маркером. Затем все нарисованное можно стереть сухой салфеткой.
Занятия с комплектом совершенствуют три группы навыков: аналитические, творческие, моторные. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, разбирается в формах и размерах, изучает понятие «симметрии» и сравнивает изображения по всем этим признакам. Также он продолжает творить, развивая свое воображение!
В игре ваш ребенок укрепляет руку, совершенствует координацию, развивает мелкую моторику. Большой плюс пособия в том, что оно позволяет ребенку избавиться от страха совершить ошибку, написать что-то неправильно. Пособие является дополнительным помощником в обучении письму, черчению, даже счету.
Авторский материал Воскобовича насчитывает более 40 игр с различными дополнениями и приложениями.
Таким образом, основными результатами занятий в начальной школе с использованием игрового материала Воскобовича являются :
• развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности;
• развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества;
• гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала;
• формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятий, звукобуквенных явлениях;
• развитие мелкой моторики.
Данная технология гармонично вплетается во все направления развития в ДОУ и предметные области в начальной школе.
Игры Воскобовича используются в процессе организованных занятий, как средство самостоятельных учебных действий в период отсутствия домашних заданий. Применима в индивидуальной работе с детьми, требующими особого внимания и дифференцированного подхода к обучению, в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, а именно недоразвитие мышления, воображения, памяти и других психических процессов.
Во внеурочной деятельности игровой материал Воскобовича используется для интеллектуального развития личности ребенка. при реализации собственных программ, так и как дополнение к уже существующим программам.
Спасибо за внимание!