Скуратова Елена Александровна
Консультация для педагогов «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — период активного познания ребенком окружающей действительности. Важную роль в этом процессе играет взаимодействие со сверстниками и взрослыми, которое служит средством приобретения новых знаний и навыков, развивает способности, характер, самосознание ребенка. Учитывая это, формирование у детей потребности в общении, развитие умения сотрудничать, договариваться, учитывать интересы и чувства других являются важными вопросами, требующими особого внимания как родителей, так и педагогов.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей. Развитие у дошкольников умения взаимодействовать в паре друг с другом и в группе должно стать одной из центральных задач деятельности воспитателя. Если воспитатель предлагает паре детей задание для совместного выполнения, то ему следует создать для этого необходимые условия, которые можно разделить на следующие направления:
-мотивация пары на совместную деятельность;
-обеспечение развития самостоятельности и творчества детей в совместной деятельности;
-побуждение воспитанников к договору о том, что именно или каким способом они будут делать;
-побуждение детей по завершению совместной деятельности к осознанию того, что им удалось сделать задание быстро и красиво благодаря тому, что каждая пара договорилась о том, каким образом они будут действовать.
Остановимся подробнее на содержании этих направлений:
Мотивирование пары сверстников на совместную деятельность или попарную работу всей группы дошкольников может быть легко осуществлено. Для этого нужно сказать детям, что задание должно быть выполнено быстро, а достичь этого можно, если работать парами, совместно выполняя одно задание для общей групповой работы.
Необходимость поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества акцентируется во ФГОС ДО. Гармония взаимодействия развития самостоятельности и инициативности ребенка, а также его успешной социализации на уровне методики обеспечивается тем, что педагог вначале знакомит и обучает детей тем или иным видам действий с предметами и материалами, знакомит с инструментами, приспособлениями, правилами действий с ними, а затем предлагает им воплотить свой собственный замысел, выбирая самостоятельно материалы для поделки, инструменты, способы работы и т. д.
Значение развития в дошкольном возрасте умения взаимодействовать в паре велико. Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т. ч. производственных целях.
Во-вторых, умение взаимодействовать в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.
В-третьих, создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары.
В-четвертых, ребенок получает опыт «лидерства – сотрудничества – подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны.
В-пятых, развиваются многие коммуникативные умения, например умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т. д.
Приведу разные примеры из нашего опыта: Детям предлагается игровое задание «Быстрые пары» (дети бегают врассыпную по залу; по команде «1-2-3, пару себе найди!» находят себе пару). Дети получают задание договориться между собой, кто пойдет за мячом. После этого им предлагается задание на развитие коммуникативных качеств, партнерских отношений «Поиграй со мной» (каждой паре детей предлагается поиграть с мячом так, как они хотят. Правило: не мешать другим парам). В конце дети договариваются между собой, кто относит мяч на место.
Во время трудовой деятельности паре детей дается задание, например, уборка опавшей листвы с участка детского сада, после чего дети сами договариваются, кто, что будет делать и какие инструменты использовать для этого.
Детям нравится работать в паре, особенно если они легко договариваются, уступают друг другу, «передавая» попеременно лидерскую позицию. В большинстве случаев дошкольники приходят к согласию ради выполнения общего задания.
В целом эта специально организованная образовательная деятельность позволяет воспитанникам не только самостоятельно воплотить собственный замысел, проявить творчество, но и получить важный психологический опыт договора со сверстником, опыт такого взаимодействия, в котором можно предложить свое, но при этом нужно услышать желание другого, договориться так, чтобы достичь общую цель. Как правило, это удается с помощью воспитателя, и дети действительно рады.