Ирина Кугубаева
Консультация для педагогов «Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов по теме :
«Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки».
Воспитатель: Кугубаева И. П. – ВКК
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Актуальность
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования, так как развитие связной речи является необходимой предпосылкой к успешному обучению в школе. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности. В соответствии с этим в ФГОС ДО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы как предпосылки обучения грамоте».
Корней Иванович Чуковский в книге " От двух до пяти" отмечал: "Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка".
Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства. Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом. К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Связная речь имеет две формы:
· диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
· монологическую (речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.
Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
Основными средствами развития связной речи являются :
• сказки;
• дидактические игры;
• театрализованные игры.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать o событиях из окружающей жизни.
Одной из форм работы в решении этой проблемы является сказка.
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребёнку, и взрослому. В мир сказок ребёнок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребёнка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами.
Использование сказок в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Сказка позволяет ребёнку в простой форме оценить существующие проблемы. Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
Т. В. Митенкова говорит: «Сказка, доступна восприятию ребенка дошкольного возраста, она могучее средство для формирования образности речи. В сказке присутствуют нужные образы. Сказка как воспитательное и обучающее средство влияет на ребенка. Она легко принимается детьми, на основе работы со сказкой у детей идет развитие мышления и воображения. Чтение сказок показывает детям огромное богатство языка. При этом идет развитие чувствительности к художественной речи, и умение повторять эти средства в своем сочинении. Чем чаще дети слышат сказки, тем больше они запоминают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое большое влияние на речь ребенка»
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького человека, близка его мышлению, представлению.
Цель проекта: продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.
Задачи проекта:
1. Приобщать детей к культуре своего народа.
2. Использовать технологию мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
4. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
5. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
6. Развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности.
7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
8. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Планируемые результаты:
• повысится интерес детей и родителей к русской народной сказке;
• обогащение активного словаря детей,
• успешное овладение грамотной и связной речью,
• рассказывание знакомых сказок с помощью различного вида театров,
• участие детей в театрализации знакомых сказок,
• изготовление декораций к сказкам, атрибутов,
• родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
• повысить культурный уровень родителей,
• обогащение предметно-развивающей среды в группе (различного вида театрами, иллюстрациями, дидактическими играми, книжками).
Дети дошкольного возраста, в основном, слушатели, а не читатели. Русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Передо мною стояла сложная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть её замысел, заразить детей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам. Педагог должен овладеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять и замедлять его, в нужных местах повышать и понижать голос).
Подготовка к восприятию новой сказки осуществлялась по-разному.
• Помещаю в книжном уголке новую книгу, отдельные иллюстрации, дети пытались определить о чём она.
• Демонстрирую игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые предметы, объясняли их названия и назначение.
• Провожу специальные речевые упражнение, помогающее детям освоить содержание сказки (так, например, перед чтением сказки «Репка» несколько детей строили друг за другом и предлагали назвать кто за кем стоит. (Это помогало при пересказе сказки).
Почему именно сказку можно использовать для развития связной речи дошкольников?
Сказки динамичны, напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Знакомство со сказкой.
Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок, разбор пословиц и поговорок, относящихся к сказке.
Знакомство со сказками проходит через драматизацию с использованием разных видов театров: пальчикового, кукольного, настольного, плоскостного и т. д.
С целью закрепления знаний о русских народных сказках я использую дидактические игры по русским народным сказкам «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят». Дети рассматривают иллюстрации, играют в настольно-печатные игры «Сложи картинку», «Угадай из какой сказки», «Кто лишний, словесные игры «Узнай и назови», «Доскажи словечко», «Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки», «Веселые загадки» и т. д., рисовали героев любимых сказок, делали аппликации.
Дети с удовольствием играют в подвижные игры по мотивам сказок «Зайка серенький сидит», «Зайцы и волк», «Зайка серый умывается».
Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти я загадывала загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки, разучиваем пальчиковые игры, проводится и индивидуальная работа, целью которой является развитие речевых способностей каждого ребёнка, творческого мышления, воображения, фантазии.
В группе оформлен уголок «В гостях у сказки», в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок.
Также создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Подобраны раскраски по теме.
Работа с родителями:
Родители помогли пополнить театральный уголок настольным театром, новыми книгами. Так же мной были разработаны консультации «Правила чтения сказок», «Влияние сказки на восприятие мира глазами малыша», «Какие сказки читать детям?», «Роль сказки в развитии и воспитании малыша».
Провела анкетирование среди родителей. В результате чего, выяснила, что родители с развитием массового телевидения и интернета читать детям стали значительно меньше, не всегда обсуждают прочитанное. Ребёнок чаще сидит у телевизора или компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Всё это свидетельствует о том, что необходимо проводить специальную работу по развитию связной речи.
Сказка для ребенка – это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребенка., истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вот уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.